logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

4.5.1. Электрические машины

Смотровые люки всех электрических машин открываются и проводится ревизия электрических машин. Перед снятием люков места разъемов очищаются от пыли, грязи. Коллекторные камеры электрических машин продуваются сухим сжатым воздухом. Прочищаются дренажные отверстия в подшипниковом щите тяговых электродвигателей. Проверяется состояние клеммных коробок вспомогательных электрических машин.

Доступные внутренние поверхности (части) электрических машин протираются сухими безворсными салфетками. В случае наличия следов переброса, замасливания, подгаров протираются салфетками, смоченными в авиационном бензине, а затем протираются сухими салфетками.

Проверяется состояние коллекторов и контактных колец. Поверхность под щетками должна быть гладкой, без задиров, подгаров и следов оплавле-

ния. При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе эти места зачищаются без нарушения формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей. Тщательно очищаются дорожки между коллекторными пластинами от угольной пыли жесткой волосяной щеткой или фаскосъемником. При наличии перебросов, электроэррозии, потемнения пластин и затяжки медью проводится шлифовка коллектора. При отсутствии на коллекторе тягового электродвигателя "дорожки" между щетками измеряется продольный разбег якоря, который должен быть не более 0,5 мм.

Снимаются крышки (боковые и нижние) со стороны привода тягового электродвигателя и проверяется в доступных местах состояние обмоток якорей, полюсов, мест соединения катушек полюсов. Проверяются крепления шин и кабельных межкатушечных соединений.

Проверяется:

плотность прилегания к остову всех крышек, ремонтируются поврежденные уплотнения;

целостность трубок для подачи смазки в подшипнике, наличие и надежность крепления пробки.

Машины, повреждения которых не могут быть устранены на месте, а также с сопротивлением изоляции ниже установленных норм (после сушки их на тепловозе), с тепловоза снимаются, проводится их ревизия с разборкой, устранением выявленных неисправностей.

Коллектор, передний нажимной конус протирается салфеткой, смоченной в бензине. При наличии на тяговом двигателе перебросов, следов кругового огня, загрязнения бандаж переднего нажимного конуса тщательно очищается, протирается и покрывается изоляционной эмалью ГФ-92ХС или НЦ‑929. Обязательно зачищается и красится изоляция переднего нажимного конуса коллектора, осматривается изоляция катушек полюсов, при наличии следов дуги устраняются последствия. Осматриваются петушки коллекторов, поверхность их должна быть чистой, без следов припоя, ослабление клиньев в пазах пластин не допускается.

Запрещается выпуск машин с затяжкой меди, наличием пыли и грязи в межламельном пространстве коллекторов, со следами переброса, общего или местного перегрева и местной выработки коллекторов.

Проверяется состояние кронштейнов щеткодержателей и приварка их к остову (наличие трещин).

Проверяется состояние щеткодержателей, их крепление на кронштейнах. Изоляторы протираются, удалив имеющуюся на них пыль и копоть.

Щеткодержатели, имеющие трещины, ослабшие пружины, неисправный механизм, ослабление и трещины изоляторов, наплывы меди и оплавления, заменяются с заменой и регулировкой нажатия на щетки. При замене щеткодержателей или щеток новые или бывшие в употреблении щетки притираются по коллектору.

Необходимо проверить:

положение щеткодержателей относительно коллектора якоря, при необходимости отрегулировать их;

состояние щеток и их шунтов, свободу перемещения щеток в окнах щеткодержателей.

Рабочая поверхность щеток должна быть гладкой и блестящей.

Щетки с трещинами, сколами, ослаблением шунтов, износом более допускаемых размеров заменяется. Щетки должны иметь марку, установленную заводом-изготовителем для данной электрической машины.

Запрещается ставить на одну электрическую машину щетки разных марок.

Разрешается оставлять в работе щетки с незначительными сколами (не более 5% рабочей поверхности) после притупления острых кромок.

Для тяговых электродвигателей дополнительно выполняются следующие работы:

снимаются все крышки со стороны коллектора для осмотра в доступных местах обмотки якоря, состояния полюсов, мест соединения полюсов. Проверяется укладка и крепление шин и кабельных межкатушечных соединений;

осматривается для проверки отсутствия посторонних предметов на вентиляционной сетке горловина остова со стороны коллектора, при загрязнении внутренний патрубок снимается и очищается сетка;

проверяется крепление главных и дополнительных полюсов (в доступных местах) и подшипниковых щитов. Ослабленные болты закрепляются. Запрещается оставлять в работе тяговые электродвигатели с признаками ослабления сердечников главных полюсов;

осматривается и проверяется состояние выводных кабелей тяговых электродвигателей, прочность подвешивания и их крепления в клицах;

проверяется целостность трубок для подачи смазки в подшипники, наличие и надежность крепления пробки;

проверяется плотность прилегания к остову всех крышек, поврежденные уплотнения исправляются;

коллекторы с указанными ранее неисправностями шлифуются при вывешенной колесной паре.

Проверяется состояние и крепление установочных плит, опорных конструкций главного генератора и других электрических машин.

Проверяется состояние пластин опорных носиков тяговых электродвигателей. Ослабшие пластины привариваются. На место отсутствующей пластины приваривается новая, обеспечив точную ее подгонку относительно опорного носика. Местный зазор между поддерживающим носиком и пластиной допускается не более 0,3 мм.