logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

2.3. Рекомендации по организации диагностирования магистральных тепловозов

2.3.1. Локомотивные депо должны иметь пункты (позиции) диагностирования оснащенные необходимыми приборами, системами для проверки технического состояния тепловозов, предотвращения неисправностей и отказов их оборудования и систем, определения вида, объема, места ремонтно-восстановительных работ.

2.3.2. Техническое диагностирование должно решать следующие основные задачи:

проверка исправности (работоспособности) тепловозов или их составных частей с определенной достоверностью;

поиск дефектов с установленной глубиной;

сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса составных частей;

выдача рекомендаций по результатам диагностирования о виде, объеме, месте ремонтно-восстановительных работ;

устанавление для тепловоза нормативных показателей исправности (работоспособности) в эксплуатации, при техническом обслуживании и текущем ремонте;

контроль отсутствия каких либо дефектов при проверке исправности (работоспособности) оборудования или его составных частей.

2.3.3. Диагностирование локомотива должен осуществлять мастер-диагност, назначенный из числа наиболее опытных и квалифицированных работников, подготовленный на специальных курсах. Он должен хорошо знать конструкцию и работу локомотива, устройство диагностического оборудования и правила его использования.

2.3.4. В помощь мастеру-диагносту выделяется слесарь-ремонтник для выполнения регулировочных и вспомогательных операций.

2.3.5. Диагностирование подразделяется на плановое и заявленное: плановое проводится при техническом обслуживании ТО-5д, текущем ремонте (ТР); заявленное – при появлении косвенных признаков неисправностей, устранение которых должно обеспечить безотказность работы оборудования в эксплуатации тепловоза.

2.3.6. При наличии компьютерных систем АСУТ, в процессе диагностирования необходимо широко использовать такие компьютерные программы как:

планирование технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов;

экспертные системы поиска неисправностей;

определение остаточного ресурса составных частей, узлов и агрегатов локомотива;

определение вида, объема и места ремонтно-восстановительных работ;

оптимизация технических требований на допуски, размеры при производстве текущего ремонта.

2.3.7. Процесс диагностирования, как правило, должен состоять из подготовительного, основного и заключительного этапов:

подготовительный - изучение журнала учета смены оборудования локомотива (ТУ-29); внешний осмотр контрольных точек и устранение помех, препятствующих доступу к ним; подготовка диагностических приборов к работе;

основной – установление режима работы локомотива, способствующего проведению диагностических операций, измерение параметров технического состояния, оформления результатов диагностирования;

заключительный – прогнозирование остаточного ресурса составных частей, агрегатов и локомотива в целом, постановка диагноза, назначение вида, объема, а также снятие диагностических средств с локомотива.

2.3.8. Если тепловоз оборудован встроенной (бортовой) системой диагностирования, результаты диагностирования, накопленные в эксплуатации, должны передаваться в компьютер пункта диагностирования по специальному каналу связи (интерфейсу).

2.3.9. По окончании диагностирования мастер-диагност должен уведомить старшего мастера цеха об окончании работ и предъявить ему результаты для сведения и принятия мер.

2.3.10. Результаты диагностирования должны храниться в электронной базе данных технического состояния локомотивного парка и выдаваться по требованию начальника депо или заместителя начальника депо по ремонту.