logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

9.1.9. Коленчатый вал

Коленчатый вал тщательно очищается от отложений масла и разбирается. Полости коренных и шатунных шеек, а также отверстия подвода масла очищаются и промываются керосином. Коленчатый вал обдувается сжатым воздухом, протирается сухими безворсовыми салфетками и проверяется его состояние. При этом:

производится дефектоскопия коленчатого вала, прижоги коренной или шатунных шеек проверяются методом цветной дефектоскопии. Трещины любых размеров независимо от места их расположения не допускается. Допускаются на поверхности коренных и шатунных шеек коленвала две забоины общей площадью 50 мм2 ( при площади одной из забоин не более 25 мм2 и глубине не более 0,2 мм), их острые края закругляются и полируются. Песчаные (грязевые) круговые риски глубиной до 0,2 мм в количестве до 10 штук - полируются;

обмеряются шейки вала в 3‑х поясах каждая. Конусность, овальность, бочкообразность должны быть в пределах указанных в приложении 1 настоящего Руководства при обмерах учитывается возможность обеспечения при установке коленчатого вала в блок зазоров “на масло” по коренным подшипникам 0,14–0,34 мм (по щупу). В случаях износа и шлифовки коренных и шатунных шеек устанавливаются новые или ремонтные вкладыши;

при ослаблении проверяются диаметры отверстий под призонные болты крепления шестерни и муфты, которые должны соответствовать = 21А(+0,023) и =32А (+0,023), при износе или задире отверстий в сопрягаемых деталях разрешается разворачивать их до размера не более =22А(+0,023) и =33А(+0,027) соответственно.

Шестерня коленчатого вала осматривается и подвергается дефектоскопии. На шестерне не допускаются следующие дефекты: трещины и изломы в зубьях и теле шестерни, коррозионные язвы на зубьях шестерни более 25% поверхности, вмятины на поверхности зубьев более 30% и глубиной более 0,4 мм, износ зубьев ( согласно приложению 1 настоящего Руководства), их отколы более двух от торца длиной свыше 10% зуба.

При износе посадочные поверхности шестерни восстанавливаются хромированием. Риски, забоины и вмятины на посадочных поверхностях зачищаются. При установке шестерни на фланец коленчатого вала проверяется щупом ее прилегание к фланцу. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить.

После установки шестерни на валу проверяется ее посадка и радиальное биение зубчатого венца. Проверка производится путем остукивания шестерни легкими ударами молотка, дребезжащий звук указывает на ослабление крепления. Болты крепления шестерни затягиваются поочередно в диаметрально противоположном направлении моментом 32,5 кгс·м. Радиальное биение зубчатого венца шестерни относительно оси коренных шеек должно быть не более 0,15 мм.

Втулка шлицевая и втулка-заглушка коленчатого вала осматриваются.

Не допускается наличие трещин и отколов фланца шлицевой втулки и износ ее шлицев более 0,3 мм (при контроле роликами). Износ посадочных поверхностей восстанавливается хромированием. Шлицевая втулка привода вала отбора мощности заменяется при износе шлицев более 0,15 мм.

При установке втулки шлицевой и втулки-заглушки в гнезда вала заменяются уплотнительные кольца на новые. Болты крепления втулок осматриваются, заменяются при ослаблении, срыве ниток резьбы и граней под ключ.

Втулка шлицевая должна устанавливаться с условием совмещения рисок на втулке и коленчатом валу.

Масляная полость между 9 и 10 коренными шейками после установки втулки-заглушки опрессовывается керосином давлением 1,5 МПа ± 0,1 МПа (15 кгс/см2 ± 1 кгс/см2) в течение 5 мин. Утечка керосина не допускается.