logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

9.1.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников

Проводится ревизия шатунов, их подшипников, втулок, шатунных болтов, пальцев прицепных шатунов. Шатуны главные и прицепные, крышки нижних головок главных шатунов, пальцы проверяются магнитным дефектоскопом, при обнаружении трещин заменяются. Зазор "на масло" между втулкой и пальцем определяется как разность диаметров втулки и пальца.

Не допускаются к установке шатуны, имеющие наличие трещин в любой части; размеры, выходящие за пределы чертежа; цвета побежалости на их поверхностях; следы коррозии глубиной более 0,2 мм группового расположения общей площадью более 5 см2.

На внешней поверхности шатунов забоины, риски и царапины глубиной до 1 мм в количестве более 3 шт. на шатун, зачищаются и полируются с выполнением плавного перехода на неповрежденную поверхность. Зачищаются пятна контактной коррозии на поверхности шатуна под вкладыши.

При износе пальца прицепного шатуна свыше нормы заменяется втулка и палец. При замене новая втулка запрессовывается в головку шатуна с натягом 0,10–0,14 мм для верхней головки и 0,06–0,11 мм для прицепного сочленения, одновременно обеспечивается зазор между втулкой и пальцем. При запрессовке обеспечивается правильное положение прорези для прохода масла. При фрезеровке и обработке фасок втулок рабочая поверхность защищается от попадания инородных частиц на гальваническое покрытие.

Проверяется овальность отверстия нижней головки шатуна под шатунный вкладыш. При овальности более 0,02 мм разрешается устранять шлифовкой стыковой поверхности крышки и последующей шлифовкой или шабровкой внутренней поверхности до чертежного размера, при этом прилегание стыковых поверхностей крышки и стержня должны быть не менее 75% их стыковых поверхностей. Нижняя головка шатуна обмеряется при затянутых шатунных болтах в соответствии с требованиями чертежа.

Разрешается отверстие под втулки и вкладыши шатунов восстанавливать хромированием. Толщина слоя хрома после окончательной обработки должна быть не более 0,15 мм.

При ослаблении посадки штифтов стопорения вкладышей, штифты заменяются. Допускается увеличение диаметра штифта в крышке до 17 мм, в стержне - до 12 мм, выступание штифтов над постелью - не более 3,5 мм, а утопание утолщенной части - не менее 0,5 мм.

Шатунные болты проверяются дефектоскопией. При наличии трещин, а также при увеличении длины более 1 мм, срыве ниток резьбы, крупных заусенцев болты заменяется комплектно с гайками. На дефектных болтах забивается зубилом резьба. Допускается смятие резьбы первых двух ниток болта. Смятые опорные поверхности болта и гайки зачищаются шабером с последующей проверкой прилегания к шатуну по щупу. Щуп 0,03 не должен проходить.

На шатуне должны устанавливаться болты одного диаметра.

Шатунные вкладыши дизелей осматриваются и проверяются. Вкладыши заменяются при наличии следующих дефектов: трещин или износа гальванического покрытия до бронзы на рабочей поверхности, выкрашивании и разрушения бронзы; наклепа на поверхности стыков и тыловой части в виде отдельных мелких пятен более 30% площади затылочной части; задиров на рабочей поверхности; зазора «на масло» между шейкой коленчатого вала и вкладышами более 0,35 мм; рисок на рабочей поверхности более двух, глубиной более 0,3 мм и шириной более 1 мм; натяга вкладыша менее 0,08 мм и размера по стыку в свободном состоянии менее 202,3-205 мм; непрямолинейности образующей затылка вкладыша, замеренной в плоскости перпендикулярной разъему свыше 0,04 мм; толщины вкладыша менее 5,91-5,93 мм.

Разрешается замена только нижнего или только верхнего вкладыша, при этом суммарный натяг 2‑х половин вкладышей должен быть не менее 0,30 мм.

При установке нового вкладыша:

 подбирается вкладыш по толщине с учетом обеспечения зазора между подшипником и валом 0,14...0,35 мм;

новый вкладыш маркируется номером главного шатуна; 

 проверяется отсутствие зависания вкладыша на штифтах, зависание не допускается;

 проверяется прилегание по краске вкладышей к постелям нижней головки шатуна, должно быть не менее 75% поверхности. При плотном прилегании вкладышей к постелям величина возвышения их торцов относительно постели должна быть в пределах допуска;

проверяется натяг (превышение стыка) вкладыша в приспособлении полупостели с диаметром, равным Д = 202,0 + 0,006 мм, при условии равномерно распределенной нагрузки равной 5900 + 100 кгс на вкладыш;

  проверяется зазор «на масло» между вкладышами и шейкой коленчатого вала, определяется зазор как разница замеров диаметра вкладышей, установленных в шатун и шейкой вала.

К установке на дизель не допускаются главные и прицепные шатуны, у которых втулки прицепного сочленения имеют: ослабление посадки в шатуне; наличие выкрашивания бронзовой заливки; увеличение зазора “на масло” между втулкой и пальцем более нормы.