logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

8.2.4. Втулки цилиндров

Втулки цилиндров очищаются, промываются. Производится осмотр и обмер втулок. Обмеряются втулки индикаторным нутромером в 2‑х поясах, и в каждом поясе в 2‑х направлениях.

К установке не допускаются втулки, имеющие предельный износ по диаметру (в районе остановки верхнего компрессионного кольца более 260,4 мм и на остальной части более 260,2 мм), предельную овальность или конусность, трещины (независимо от размеров и расположения), подплавление металла на рабочей поверхности, задиры и глубокие риски по всей длине хода поршня, коррозионно-кавитационные повреждения глубиной более 6 мм на наружной поверхности, риски шириной более 1,5 мм и глубиной более 0,5 мм на зеркале. Браковочные размеры втулки даны в таблице приложения 1 настоящего Руководства.

Пятна коррозии, отдельные риски глубиной до 0,5 мм на втулках зачищаются и заполировываются, не выводя их на всю глубину. Зачищаются в направлении, перпендикулярном к оси втулки.

Уступ в месте остановки первого компрессионного кольца в ВМТ более 0,15 мм выводится абразивным камнем и заполировывается. Натиры и мелкие риски на рабочей поверхности втулки зачищаются мелким наждачным или алмазным камнем. Зачищается поперек оси втулки.

Зачищенные места обезжириваются ацетоном или бензином, а затем протравливаются 25% процентным раствором азотной кислоты. Травление производится следующим образом. Кисточкой или ватой с раствором кислоты смазывается поврежденная или зачищенная поверхность. По истечении 5 мин повторяется травление. После травления поверхности промываются водой, а затем нейтрализуются 10-15% процентным раствором каустической соды, протираются насухо и обильно смазываются маслом.

При травлении принимаются меры защиты кожи и одежды людей от попадания кислоты. После зачистки втулка тщательно промывается дизельным топливом, протирается и продувается сжатым воздухом.

Замеряется наружный диаметр втулки. Зазор между втулкой и поясом блока должен быть не более 0,55 мм.

Крышки с втулкой цилиндра собираются в следующей последовательности:

осматривается состояние втулки цилиндра, проверяется чистота рабочей поверхности, уплотнения газового стыка и мест установки уплотнительных резиновых колец. С помощью приспособления устанавливается втулка в вертикальное положение вверх шпильками, приспособление снимается;

смазываются дизельным маслом новые уплотнительные кольца и устанавливаются на втулки перетока воды из цилиндровой втулки в крышку;

осматривается крышка цилиндра, проверяется чистота внутренних полостей и отсутствие забоин в местах уплотнения газового стыка и прилегания к блоку цилиндров;

крышка цилиндра поднимается при помощи приспособления и устанавливается новая прокладка уплотнения газового стыка на бурт крышки и крышка устанавливается на втулку цилиндра так, чтобы впускные клапаны располагались со стороны скосов на нижнем бурте втулки цилиндра;

устанавливаются на шпильки шайбы, смазываются дизельным маслом сферические поверхности шайб и гаек, резьба гаек и шпилек;

гайки наворачиваются и крепятся ключом;

на шпильку, стоящую над скосом в нижней части втулки цилиндра, устанавливается резиновое уплотнительное кольцо и глухая гайка.

Шпильки затягиваются в три приема динамометрическим ключом в следующей последовательности:

моментом 15 кгс·м в порядке 1–4–2–5–6–3;

моментом 30 кгс·м в порядке 6–3–5–2–4–1;

моментом 40 кгс·м в порядке 2–5–3–6–1–4.

В последовательности 1–2–3–4–5–6 моментом 40 кгс·м проверяется крепление всех гаек.

После затяжки шпилек переворачивается крышка совместно со втулкой и производится обмер рабочей поверхности втулки, при этом овал втулки допускается, как указано в приложении 1 настоящего Руководства.

Цилиндровая втулка в сборе с крышкой опрессовывается водой давлением 12,2 кгс/см2 в течение 5 минут. Течь воды и потение не допускаются.