logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

9.4.7. Якорь

9.4.7.1. Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разни­ца между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20 % среднего значения.

Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных банда­жей, слабо пропаянных скоб и окисления, бандажи очищаются и пропаиваются с применением установленных припоев и флюсов. Замена бандажей производится при наличии в электромашинном отделении специализированного оборудования или в условиях завода.

Проволочные бандажи заменяются при механических повреждениях или оплавлениях витков, ослаблении, сдвиге и обрыве замковых скоб или конца витка в замке. Бандажи из стеклобандажной ленты заменяются при наличии: кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм и протяжен­ностью более 300 мм, расположенных произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа; зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глуби­ной более 30 мм; зазора между бандажами и лобовыми частями (глу­хой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г); при глубоких трещинах, ослаблении или разру­шении кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя.

Клинья, имеющие повреждения или ослабшие, заменяются. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита, толщина прокладок определяется по месту.

При ремонте бандажей запрещается:

остукивать проволочные бандажи над пазом;

производить зачистку бандажей инструментом, наносящим попе­речные риски на проволоке;

оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли, выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхнос­тью бандажа концы витков в замке;

устанавливать общие скобы на два бандажа и более;

наматывать бандажи без контроля количества витков и величины натяжения.

Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтируются капитальным ремонтом в условиях завода.

9.4.7.2. Вентиляторы якорей очищаются и осматриваются, проверяется креп­ление и прочность посадки. Поврежденные стальные вентиляторы разрешается ремонтировать. Трещины сварных швов стальных вентиляторов или их лопастей завариваются. Перед установкой вентилятор статически балансируется.

9.4.7.3. Проверяется дефектоскопом конус вала, а при снятии внутрен­них колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмот­ром при помощи лупы не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.

Якори, валы которых имеют поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подле­жат капитальному ремонту в условиях завода.

Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов, рас­стояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по чертежу, утвержденному ОАО "РЖД", а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов с последующей обработкой и упроч­няющей накаткой под чертежный размер в обоих случаях. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06 - 0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливаются вибродуговой наплав­кой.

При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверяется относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обра­ботке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом, не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.

Конусы для посадки шестерен зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75 % посадочной поверхности, с равномерным распреде­лением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 % посадочной поверхности конуса и. глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с шестерней произво­дится абразивным порошком.

При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.

9.4.7.4. Шпоночные канавки на валах вспомогательных электричес­ких машин и тягового генератора зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпилов­ка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.

Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы согласно чертежу.

Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.

Разрешается восстановление электронаплавкой посадоч­ные поверхности лабиринтных и упорных втулок.

Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: 12-15 кг·м для электродвигателей ЭД-118А. При этом коллектор нагревается до температуры 70-80С.

Подтяжка болтов производится плавно не более чем на пол-оборота за один прием с диаметрально противо­положной очередностью. После подтяжки производится механическая обра­ботка коллектора.

Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закругляются радиусом 3 мм.

При обработке коллектора (значитель­ная выработка, подгары и т.д.) запрещается:

обтачивать петушки коллектора;

опиливать рабочую поверхность коллектора;

устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;

шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;

обтачивать и шлифовать коллектор, если износ его не превышает 0,2 мм и допуск на биение не превышает установленные нормы;

разъеди­нять якорь с остовом, если его рабочее состояние и рабочая поверхность коллектора в пределах нормы.

Коллектор продораживается на глубину в соответствии с нор­мами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.

При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллек­тора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.

После продорожки с кромок коллекторных пластин снимается фаска размером 0,5 мм х 45 по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брус­ками типа БКв 40x40x75 24АМ40 4,5Б или БКв 40x40x45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой Ш720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очищается коллектор жесткой волосяной щеткой.

Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачищается мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протирается чистыми сухими салфетками и покрывается дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности.

9.4.7.5. Сушка, пропитка и покрытие эмалью обмоток якорей производится в соответствии с общими положениями п. 9.4.4. настоящего Руководства и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производится с соблюдением требований руководства по ремонту завода „Электротяжмаш".

9.4.7.6. После обточки коллектора, проверки межвиткового замы­кания и целостности обмотки производится динамическая балансиров­ка якоря. Остаточный небаланс допускается не более установленной чертежом величины.