logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

2.7. Общие технические требования по способам восстановления деталей

2.7.1. Сварка (наплавка), пайка.

1. Подготовка к сварочно-наплавочным работам и пайке, приемка деталей после наплавки, сварки и пайки выполняется в соответствии с настоящим Руководством и действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов.

2. Сварочные и наплавочные работы выполняются сварщиками, выдержавшими испытания согласно действующим Правилам по аттестации сварщиков и имеющими тарифный разряд, соответствующий выполняемой работе.

3. При подборе технологического процесса, типа электродов, режимов сварки, а также при подготовке деталей к сварке и наплавке руководствуются требованиями чертежей, действующей Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов и настоящего Руководства. Контроль за качеством выполнения сварочных и наплавочных работ осуществляется мастером ремонтной бригады или заготовительного цеха.

4. Детали тепловозов, ремонтируемые наплавкой или сваркой, доводятся, как правило, до размеров, указанных в чертежах или в настоящем Руководстве.

5. Замена клепаных и литых деталей тепловозов деталями сварной конструкции, а также укрепление этих деталей на тепловозах путем приварки производится только по чертежам, согласованным ОАО "РЖД".

6. Не допускается, чтобы в одном и том же соединении часть усилий воспринималась сваркой, а часть - заклепками или болтами, кроме следующих случаев:

сварной шов или заклепки и болты порознь полностью обеспечивают прочность соединения;

болты или заклепки служат для прикрепления других деталей и в работе данного сварного соединения не участвуют.

7. Детали, имеющие неогнестойкую термо- и электроизоляцию или деревянные части, при сварочных работах разбираются и удаляются из мест соприкосновений с нагреваемым металлом. Чисто обработанные поверхности деталей, электрические и неогнестойкие части тепловоза, расположенные вблизи мест сварки (при ее выполнении), должны быть закрыты асбестовым листом или другим огнестойким материалом во избежание попадания на них брызг расплавленного металла или касания их электродом. При электродуговой сварке обратный провод должен присоединяться по возможности ближе к месту сварки. Не должно допускаться воздействие сварочного тока на буксовые, якорные и другие подшипники качения тепловоза.

8. Запрещается производить наплавочные и сварочные работы в случае:

несоответствия типов электродов требованиям установленной технологии для данных сварочных работ;

отсутствия оборудования, необходимого для термической обработки перед сваркой и после сварки, если это требуется по установленной технологии;

несоответствия температуры цеха или наличия сквозняков при сварке деталей, для которых обусловлены специальные требования температурного режима;

неправильной подготовки и разделки швов перед сваркой;

попадания воды или масла на место сварки;

неполного высыхания свежеокрашенных частей тепловоза;

неисправной изоляции токоподводящих проводов.

9. При ответственных сварочных работах по заварке трещин, вварке вставок и приварке накладок на рамах тележек, раме кузова, центрах колесных пар, блоков дизеля, остовах электрических машин, воздушных резервуарах детали после подготовки к сварке осматриваются мастером и после сварки в законченном виде принимаются приемщиком локомотивов. Выполнение этих работ регистрируется в техническом паспорте тепловоза.

10. На основании настоящего Руководства, действующей Инструкции по наплавочным и сварочным работам, а также технических условий рабочих чертежей, в депо разрабатываются конкретные технологические процессы на выполнение каждой ответственной сварочной работы. Каждый технологический процесс утверждается главным инженером депо.

2.7.2. В депо, имеющих необходимое оборудование, оснастку и условия, разрешается производить газотермическое (плазменное), порошковое напыление, электрометаллизацию деталей тепловоза с соблюдением технических требований, согласованных ЦТ ОАО "РЖД".

2.7.3. В депо, имеющих необходимые условия, оборудование и оснастку, где ремонт и восстановление деталей производится путем хромирования, кадмирования, лужения, осталивания, меднения, цинкования, оксидирования, никелирования, цементации деталей тепловоза с соблюдением технических требований действующих инструкций.

2.7.4. Термическая обработка производится при изготовлении новых и ремонте бывших в употреблении деталей (если это предусмотрено чертежом), а также при восстановлении физико-механических свойств металла по упругости, твердости, структуре и для снятия напряжения. Режимы термической обработки устанавливаются в зависимости от материала детали и требований чертежа по его структуре, твердости и прочности.