logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов 2ТЭ116 / Руководство То-3, ТР-1

9.4.3. Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы

9.4.3.1. После очистки и продувки производится осмотр и освидетельст­вование механической и электрической частей остова (статора).

У остовов тяговых электродвигателей проверяется расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков. Забоины, заусенцы на опорных поверхностях носиков зачищаются, изношенные более чем на 1 мм накладки (опорные) заме­няются. При подготовке к приварке накладка прижимается к носику, прове­ряется прилегание (допускается прохождение щупа не более 0,3 мм на глубину не более 2 мм). Ослабшие накладки привариваются по контуру сплошным швом. Допускается наплавка носика при износе литой его части (износ не более 10 мм).

Эксплуатация тяговых электродвигателей с поврежден­ными поддерживающими носиками запрещается.

Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллек­торных люков корпусов остовов электрических машин зачищаются от забоин и заусенцев. Вентиляционные сетки, заглушки вентиляционных отверс­тий, козырьки и крыши коллекторных люков при наличии неисправ­ностей и повреждений ремонтируются или заменяются. Деформации козырьков вентиляционных отверстий, препятствую­щие выходу охлаждающего воздуха, устраняются. Прокладки, уплотнения надежно закрепляются на крышках. Внутренняя поверхность крышек коллекторных люков покрывается эмалью или лаком. Запоры проверяются на плотное закрытие крышек и при необходимости исправляются. Крышки кол­лекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться.

Проверяется износ моторно-осевых горловин корпуса остова тягового двигателя. Диаметр горло­вины измеряется по обе стороны на расстоянии 10 мм от линии разъема и принимается как полу сумма двух диаметров. Разность между средним диаметром горловины и диаметром, перпендикулярным к линии разъема (при полностью затянутых болтах крышки (шапки) МОП без постановки прокладок), должна быть в пределах норм для обеспечения натяга моторно-осевого подшипника.

Неравномерная выработка и непараллельность плоскостей замковых соединений у корпуса остова или моторно-осевых подшипников устраняется обработкой. Замковые плоскости при износе более нормы восстанавливаются электронаплавкой и обрабатываются. Приливы корпуса остова для крепления моторно-осевых подшипников, имеющих толщину менее допускаемой нормы, наплавляются одновременно с наплавкой замко­вых плоскостей и обрабатываются. Замковые плоскости корпуса остова для моторно-осевых подшип­ников по отношению к привалочным плоскостям должны иметь угол в соответствии с чертежом. Верхняя и нижняя привалочные плоскости у корпуса остова для моторно-осевых подшипников должны быть параллельны. Исправление непараллельности привалочных и замковых плоскостей производится обработкой на станке с одной установки, сохраняя при этом контрольную черновину площадью не более 10 %.

При конусности и овальности горловин корпуса остова тягового двигателя под МОП более нормы, производится расточка под следующую градацию. При максимальном износе производится наплавка и последующая расточка. Обе моторно-осевые горловины растачиваются соосно с выдержкой межцентрового расстояния между ними и горловинами под подшипниковые щиты. Наплавка и расточка горловин корпусов под подшипниковые щиты и моторно-осевые подшипники производится только при наличии типового технологического оборудования (расточного станка) в противном случае корпус остова ремонтируется в заводских условиях.

При текущем ремонте ТР-3 корпуса остова трещины, идущие от отверстий под болты для крепления подшипниковых щитов к кромке якорной горловины, у коллектор­ного люка или вентиляционного окна длиной не более 100 мм и не выходящие на ярмо остова, а также не выходящие на торцовую стенку корпуса остова или на выступ ярма остова, разрешается разделывать и заваривать. Места заварки зачищаются, а на рабочих поверхностях обрабатываются заподлицо.

При сварочных работах на корпусе остова катушки полюсов должны быть сняты.

9.4.3.2. Главные и добавочные полюсы электрических машин осматриваются и проверяются на исп­равность крепления, целостность изоляции и соответствие омического сопротивления обмоток нормам. Катушки полюсов проверяются на межвитковые замыкания. Проверяется состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов).

Проверяется прочность посадки катушек полюсных на сердеч­никах при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается уплотнять посадку полюсных катушек на сердечники при помощи прокладок из пропитанного электрокартона, кроме катушек с кремнийорганической изоляцией и „Монолит-2".

Проверяются межполюсные расстояния и расстановка полюсов по окружности (только при замене полюсов), размеры должны соответствовать нормам.

Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках ремонтируются со снятием с остова. Ремонт катушек при этом производится с выпрессовкой сердечников.

Ослабшие диамагнитные угольники, пружинные рамки и фланцы и диамагнитные прокладки с трещинами заменяются исправны­ми. Постановка сердечников с поврежденной резьбой не допускается.

9.4.3.3. Проверяется затяжка полюсных болтов ключом и остукиванием молотком. Негодные пружинные шайбы заменяются.

Болты, крепящие полюсы тяговых электродвигателей, проверяются ультразвуковым дефектоскопом без их снятия. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменяются. Затяжка полюсных болтов производится при подогретых до температуры 70-100°С катушках. Головки полюс­ных болтов, где это предусмотрено чертежом, заливаются компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины контрятся пластиной согласно чертежу.

9.4.3.4. Плотность контактных соединений в цепи полюсов электрических машин прове­ряется нагревом двойным номинальным током в течение 8-10 мин. О надежности контактов судят по разнице нагрева мест соединений путем ощупывания после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротив­лению. Болты контактных соединений затягиваются динамометричес­кими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации на электрическую машину.

Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, разъединяются, зачищаются и облуживаются, а контактные поверхности прове­ряются на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменяются. Наконечники между собой должны иметь прочное соедине­ние и надежный контакт.

Провода, имеющие обрыв жил более 10 %, заменяются или ремонти­руются с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращи­вание выводных проводов наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от выводной коробки или клицы.

Поврежденная изоляция шин, проводов и межкатушечных соединений восстанавливается. Восстановление изоляции выводных прово­дов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или клицы. Поврежденная изоляция проводов восстанавливается лентой из резины и лакотканью. Для этого изоляция провода в месте повреждения вырезается, края основной изоляции срезаются на конус длиной 20-25 мм. Новая изоляция накладывается плотно, без морщин, вполуперекрышу последовательно от одного края вырезанной части к другому. Каждый слой промазывается клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканного) слоя накладываются вполуперекрышу два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5 - 10 мм.

Выводные провода и межкатушечные соединения должны быть заизолированы согласно условиям чертежа.

Ослабшие бандажи соединений заменяются новыми. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползаний с провода.

Крепление проводов в корпусе остова должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разреша­ется укреплять провода крученым шпагатом или устанавливаемыми на корпусе остова металлическими скобами с обязательной дополнительной изолировкой проводов в местах крепления.

Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в корпусе остова киперную и другие виды лент, способных вытягиваться.

Провода плотно укрепляются в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове. Поврежденные и слабо сидящие на проводе или в отверстии корпуса остова резиновые втулки заменяются. Защит­ные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закреплены и уплотнены на конце провода и у выводной коробки или клицы остова.

9.4.3.5. Сушка и покрытие электроизоляционной эмалью катушек полюсов допускается производить в корпусе остове без снятия с предварительной их очисткой. Катушки очищаются и окрашиваются электроизоляцион­ной эмалью. Катушки, снятые с остова для ремонта, пропитываются в компаунде или лаке и покрываются эмалями соответствующего класса нагревостойкости в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке.