9.2.10. Цилиндровые крышки, клапаны и их приводы
9.2.10.1. Цилиндровые крышки и привод клапанов снимаются и разбираются. Очищаются внутренние полости цилиндровых крышек, глушатся фланцы водяной трубы, водопропускных и водоподводящих патрубков и опрессовывается водяная полость крышки давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2) с выдержкой в течение 10 мин. Течь воды или "потение" в соединениях не допускается.
Крышки со сквозными трещинами заменяются, крышки с несквозными трещинами, не дающими течи волы при опрессовке, допускается устанавливать на дизель.
Дефекты резьбовых отверстий крышки устраняются одним из способов, указанных в пункте 2.3.1. Шпильки, болты и гайки с трещинами, сорванной или вытянутой резьбой, значительными забоинами заменяются. Измеряется углубление посадочных мест (седел) клапанов цилиндровой крышки. Углубление следует определять по выступающему стержню эталонного клапана (выпускного или впускного) относительно верхней плоскости крышки. При выступании хотя бы одного клапана более нормы крышка заменяется.
9.2.10.2. Впускные и выпускные клапаны проверяются дефектоскопом, трещины не допускаются. Клапан с трещиной в любой части, предельным износом тарелки, задирами поверхности стержня заменяются. Допускается правка стержня клапана. Местные выгорания, раковины, забоины, поперечные риски на притирочной фаске тарелки клапана устраняются притиркой, ширина притирочных поясков на тарелке клапана и в гнезде крышки должна быть непрерывной шириной 2 мм независимо от их расположения на посадочных поверхностях. Прибегать без надобности к съемке металла с конусных фасок крышки и клапанов путем фрезерования или проточки на станке не рекомендуется, так как снятие верхнего слоя металла резко сокращает срок службы деталей.
Допускается оставлять на притирочных поверхностях гнезда крышки и клапана круговые риски, расположенные не более чем на 60 % длины окружности, неглубокие раковины или поперечные риски, находящиеся вне притирочного пояса. Качество притирки клапанов по крышке проверятся керосином, просачивание которого между деталями в течение 10 мин не допускается. Размер углубления тарелок клапанов относительно нижней плоскости цилиндровой крышки подлежит обязательной проверке. При углублении тарелок клапанов более допускаемого значения следует заменить клапан или сторцевать на станке дно цилиндровой крышки (в зоне камеры сгорания). Углубление тарелок клапанов измеряется после окончательной притирки клапанов по крышке.
9.2.10.3. Направляющие клапанов с трещиной, отколом, предельным износом, при котором зазор между клапаном и нижней частью направляющей превышает допускаемый размер, заменяются на новые. Нормальный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой восстанавливается хромированием, осталиванием стержня клапана. Ослабление посадки направляющей в крышке устраняется одним из способов, указанных в пункте 2.3.11.
9.2.10.4. Стойки рычагов клапанов, рычаги, траверсы, штанги толкателей снимаются и разбираются, детали очищаются, масляные каналы в рычагах, стойках и штангах промываются осветительным керосином под давлением и продуваются сжатым воздухом. Смазочные трубки ремонтируются. Проверяется состояние деталей привода клапанов.
Коромысла и их стойки, толкатели клапанов, ролики, пальцы, сухари, штанги с трещинами или выкрошенным цементационным слоем заменяются. Втулки рычагов клапанов, втулки траверс заменяются при ослаблении их в посадке, если они достигли предельного износа. Втулки разрешается восстанавливать одним из методов, указанных в подпункте 2.3.11. а), в). Оси рычагов клапанов и оси их ударников прошлифовываются, если выработка в местах работы рычагов превышает 0,10 мм. Шлифованные поверхности осей полируются, граненость и следы шлифовки не допускаются; оси разрешается восстанавливать одним из способов, указанных в подпункте 2.3.11. б), г). Зазоры между осью и отверстием в стойке рычагов, между осью ударника (сухаря) и отверстиями в ударнике и вилке рычагов клапанов, между направляющими и втулками траверс следует восстанавливать одним из способов, указанных в пункте 2.3.11. Трещины в рычагах клапанов, их стойках и траверсах допускается устранять газосваркой. Погнутые штанги, рычаги, стойки, траверсы разрешается править в горячем состоянии с последующей термообработкой. Мелкие детали (ударники и их оси, пяты траверс, бойки и винты со сферической поверхностью) с предельным износом, поврежденной резьбой, односторонним износом отверстий и осей более нормы в случаях, когда способы, указанные в пункте 2.3.11., не могут быть применены, заменяются.
9.2.10.5. Проверяется состояние пружин. Высота пружин должна быть в пределах допускаемых размеров. Контроль состояния, отбраковку и ремонт пружин, деталей резьбовых и шарнирных соединений, а также соединений с гарантированным натягом привода клапанов следует производить согласно требованиям, приведенным в разделе II настоящего Руководства. Тарелки пружин, конические сухари замка клапана с трещинами заменяются.
9.2.10.6. Трещины в кожухе цилиндровой крышки и в крышке кожуха допускается устранять сваркой с соблюдением требований действующих инструктивных указаний по сварочной работе. Коробление контактных поверхностей этих деталей проверяется по плите щупом. Щуп 0,05 мм не должен "закусываться".
9.2.10.7. Индикаторный кран разбирается и ремонтируется. После ремонта качество притирки клапана проверяется опрессовкой давлением 9 МПа (90 кгс/см2)
9.2.10.8. Медную уплотняющую прокладку между крышкой и втулкой цилиндра следует отжечь и для устранения неровностей обжать под прессом. На поверхности прокладки трещины, забоины, неровности или складки не допускаются.
9.2.10.9. В процессе сборки и монтажа цилиндровой крышки на блоке, кроме условий, приведённых в разделе II настоящего Руководства, необходимо соблюдать следующие основные требования:
а) устанавливать между крышкой и втулкой только одну прокладку толщиной не более 2,5 мм, но не менее 1 мм;
б) измерить выход носика распылителя форсунки над поверхностью дна цилиндровой крышки, этот размер должен быть в пределах 3,0 ± 0,5 мм. Выход носика регулируется постановкой не более двух медных прокладок или заменой втулки форсунки в цилиндровой крышке;
в) все уплотнительные прокладки водяных и газовых каналов, а также между цилиндровой крышкой и ее кожухом, между кожухом и его крышкой заменяются новыми;
г) крепление гаек цилиндровой крышки от положения упора (когда для дальнейшего поворота гайки необходимо увеличить усилие, прилагаемое к ключу с рукояткой длиной 300 мм) производится крестообразно, в несколько приёмов, ключом с рукояткой длиной 1200 мм, усилием 2-3 чел.;
д) отрегулировать нормальный температурный зазор между торцом стержня клапана и бойком (установочным винтом) траверсы в пределах 0,45-0,55 мм, разность зазоров у клапанов одной крышки допускается не более 0,03 мм.
При регулировке контролируется выход регулировочных винтов траверс таким образом, чтобы при работе обеспечивался зазор между рычагами траверс и тарелкой пружин клапанов. Разность зазоров у клапанов одной крышки допускается не более 0,03 мм;
е) проверить зазор между роликом толкателя клапана и поверхностью кулачка распределительного вала. Перекос ролики относительно кулачка допускается не более 0,02 мм. Щуп 0,03 мм не должен, "закусываться".
- Открытое акционерное общество
- Введение
- 3. Руководство является обязательным для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием, текущим ремонтом, а также с эксплуатацией тепловозов.
- I. Общие положения
- 1.1. Организация и планирование ремонта
- 1.2. Постановка тепловоза на ремонт
- 1.3. Приемка тепловоза из ремонта
- II. Общие указания по ремонту тепловозов
- 2.1. Снятие, разборка и очистка сборочных единиц и агрегатов для ремонта
- 2.2. Контроль состояния деталей
- 2.3. Ремонт и сборка деталей типовых соединений
- 2.4. Подшипники качения
- 2.5. Зубчатые передачи
- 2.6. Сборочные единицы с сальниковыми уплотнениями, резино-технические изделия
- 2.7. Муфты, трубопроводы
- 2.8. Пружины
- 2.9. Детали контактных соединений, гибкие соединения электрических цепей
- 2.10. Сборка, испытание и монтаж объектов ремонта
- 2.11. Устройства алсн, радиосвязи и скоростемер
- 2.12. Общие положения по сварочным работам
- 2.13. Метрологическое обеспечение средств измерения
- 2.14. Стратегия обеспечения работоспособного состояния
- Электронного оборудования и общие указания по определению
- Технического состояния и технологии контроля
- Функциональных блоков электронного оборудования
- 2.15. Основные рекомендации по организации диагностирования локомотивов
- 2.16. Охрана труда и техники безопасности
- III. Техническое обслуживание то-2
- 3.1. Общие требования
- 3.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 3.3. Электрооборудование
- 3.4. Экипажная часть, тормоз, автосцепные устройства и устройства безопасности
- Техническое обслуживание то-3
- 4.1. Общие требования
- 4.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 4.3. Электрические машины
- 4.4. Электроаппаратура и электрические цепи
- 4.5. Аккумуляторная батарея
- 4.6. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- Испытание тепловоза
- V. Техническое обслуживание то-4
- VI. Техническое обслуживание то-5
- VII. Текущий ремонт тр-1
- 7.1. Общие требования
- 7.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 7.3. Электрическое оборудование
- 7.4. Аккумуляторная батарея
- 7.5. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- 7.6. Испытание тепловоза
- VIII. Текущий ремонт тр-2
- Общие требования
- Дизель и вспомогательное оборудование
- 8.3. Функциональные блоки электронного регулятора
- 8.4. Исполнительное оборудование реостатного тормоза
- 8.5. Средства пожаротушения
- 8.6. Электрическое оборудование
- 8.7. Экипажная часть
- 8.8. Подшипники
- 9.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 9.2.1. Блок и картер
- 9.2.2. Втулки цилиндров
- 9.2.3. Вкладыши коренных подшипников
- 9.2.4. Крышки подшипников
- 9.2.5. Коленчатый вал и его подшипники
- 9.2.6. Антивибратор
- 9.2.7. Поршни, поршневые кольца и пальцы
- 9.2.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников
- 9.2.9. Сборка шатунно-поршневой группы
- 9.2.10. Цилиндровые крышки, клапаны и их приводы
- 9.2.11. Нижний распределительный механизм дизеля
- 9.2.12. Регулятор предельной частоты вращения коленчатого вала
- 9.2.13. Секции топливного насоса и их толкатели
- 9.2.14 Форсунки
- 9.2.15. Комбинированный регулятор частоты вращения
- 9.2.16. Сервомотор
- 9.2.17. Масляный и топливоподкачивающий насосы дизеля и вспомогательный маслопрокачивающий насос
- 9.2.18. Вспомогательные насосы топливоподкачивающей и водяной систем
- 9.2.19. Турбокомпрессор
- 9.2.20. Выпускные и наддувочные коллекторы
- 9.2.21. Глушитель
- 9.2.22. Воздухоохладитель
- 9.2.23. Водомасляный теплообменник
- 9.2.24. Редукторы
- 9.2.25. Валы и муфты приводов вспомогательных агрегатов
- 9.2.26. Вентиляторы и вентиляторные колеса
- 9.2.27. Секции холодильника, калорифера и коллекторы
- 9.2.28. Топливоподогреватель
- 9.2.29. Жалюзи и их привод
- 9.2.30. Топливный и водяной баки, запасной бак масла
- 9.2.31. Трубопроводы водяной, масляной, топливной, воздушной систем, ручные насосы
- 9.2.32. Фильтры
- 9.2.33. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
- 9.2.34. Контрольно-измерительная аппаратура
- 9.3. Электрооборудование
- 9.3.1. Общие требования по организации ремонта и объемы ремонтных работ
- 9.3.2. Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы
- 9.3.3. Сердечники полюсов и полюсные катушки.
- 9.3.4. Моторно-осевые подшипники
- 9.3.5. Якорь
- 9.3.6. Щеткодержатели и их кронштейны
- 9.3.7. Сборка электрических машин
- 9.3.8. Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта
- 9.4. Электрические аппараты
- 9.4.1. Общие требования к ремонту электрических аппаратов
- 9.4.2. Электропневматические вентили
- 9.4.3. Переключатель направления (реверсор)
- 9.4.4. Контроллер
- 9.4.5. Регулятор напряжения
- 9.4.6. Электрооборудование регулятора мощности и частоты вращения коленчатого вала дизеля
- 9.4.7. Аккумуляторная батарея
- 9.4.8. Арматура освещения
- 9.4.9. Междутепловозные соединения
- 9.4.10. Панели резисторов, предохранителей, выключателей
- 9.4.11. Автоматические и кнопочные выключатели, рубильники и разъединители
- 9.4.12. Исполнительное оборудование реостатного тормоза, электронное оборудование
- 9.4.13. Реле
- 9.4.14. Электрические провода
- 9.5. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
- 9.5.1. Общие требования к ремонту
- 9.5.2. Комплектовка тяговых электродвигателей с колесными парами
- 9.5.3. Кожух зубчатой передачи
- 9.5.4. Сборка тележки
- 9.5.5. Воздушные резервуары
- 9.5.6. Тифоны, клапаны тифона, свистки
- 9.5.7. Песочная система
- 9.5.8. Ручной тормоз
- 9.5.9. Тормозной компрессор, тормозная рычажная передача, тормозные цилиндры, воздухораспределители, краны машиниста, краны разобщительные и клапаны
- 9.5.10. Автосцепное устройство
- 9.5.11. Автоматическая локомотивная сигнализация,
- 9.6. Общая сборка основного оборудования тепловоза
- 9.6.1. Опускание рамы на тележки
- 9.6.2. Установка дизель-генератора, гидромеханического редуктора, компрессора и сборка приводов силовых механизмов
- 9.6.3. Установка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей и двухмашинного агрегата
- 9.6.4. Сборка и установка элементов холодильника
- 9.6.5. Сборка трубопроводов
- 9.6.6. Сборка элементов кузова
- 9.6.7. Сборка ручного тормоза
- 9.6.8. Сборка привода скоростемера
- 9.7. Испытание тепловоза
- 9.8. Окраска тепловоза