logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.2.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников

9.2.8.1. Шатуны осматриваются, трещины в шатуне не допускаются. Продувается под давлением осевое отверстие в теле шатуна и отверстия разбрызгивающего сопла. В случае заклинивания или задира поршня в цилиндре, разрушения вкладышей шатунного подшипника на специальном приспособлении измеряется величина скручивания и непараллельность осей отверстий нижней и верхней головок шатуна.

Диаметр и овальность нижней головки шатуна измеряются только при затянутых шатунных болтах (по меткам) в двух поясах на расстоянии 20 мм от торцов и двух плоскостях – по оси симметрии шатуна и плоскости разъема. Перед измерением проверяется по краске прилегание крышки к шатуну в плоскости разъема. Необходимо, чтобы детали соприкасались между собой только вершинами зубцов. Допускается опиловка поверхности зубцов. Диаметр отверстия в верхней головке шатуна и во втулке этой головки измеряют индикаторным нутромером в двух поясах и двух перпендикулярных плоскостях.

9.2.8.2. Шатун, имеющий овальность отверстия нижней головки более 0,3 мм, увеличение диаметра отверстия нижней головки (против чертежного размера) более 0,2 мм, скручивание стержня и непараллельность осей верхней и нижней головок шатуна более нормы, заменяется. Цилиндрическую форму и номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна, когда овальность его более 0,05, но менее 0,30 мм, допускается восстанавливать путем хромирования или осталивания поверхности отверстия. После восстановления размер отверстия должен быть в пределах, указанных в чертеже. Производить какие-либо сварочные работы на шатуне, а также накернивание или наплавку наружной поверхности втулки головки шатуна запрещается. Шатуны, имеющие скручивание или непараллельность осей отверстий, разрешается править горячим способом. После правки скручивание и непараллельность отверстий должны быть не более допускаемых размеров, указанных на чертеже.

9.2.8.3. Измеряется зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Втулка головки шатуна с трещинами, отслоением антифрикционного слоя, ослаблением в посадке, с предельным износом, когда зазор между втулкой и поршневым пальцем превышает норму, заменяется.

Восстанавливать нормальный зазор между втулкой и поршневым пальцем допускается осадкой или постановкой пальца увеличенного диаметра.

Ослабление посадки втулки в головке шатуна устраняется одним из способов, указанных в пункте 2.3.11.

Выступание втулки над поверхностями торцов головки шатуна не допускается.

Проверяется надежность крепления разбрызгивающего сопла, ослабление устранить.

9.2.8.4. Дефектацию и ремонт вкладышей шатунных подшипников следует вести согласно требованиям подпунктов 9.2.3.2. и 9.2.3.3. Натяг вкладышей шатунных подшипников определяется в приспособлении при обжатии усилием 41,7 кН (4250 кгс). Допускается проверка натяга вкладышей в шатуне.

9.2.8.5. Шатунные болты осматриваются и проверяются магнитным дефектоскопом. Болты, имеющие трещины в любой части, а также изъяны в резьбовой части (срыв ниток, вытянутость, неправильный профиль, дробленость, заусенцы, риски), заменяются комплектно с гайкой. Ослабление гайки на болте не допускается. Производить сварочные работы на болтах или проточку болтов до размеров менее чертежных запрещается.

При наличии наклепа на опорной поверхности гайки контактные поверхности гайки и крышки шатуна обрабатываются совместно так, чтобы поясок отпечатка краски (после обжатия болтов) по окружности был непрерывным шириной не менее 2 мм. Допускается не более двух разрывов краски длиной 3 мм. Уменьшение высоты гайки допускается до размера 50 мм.

9.2.8.6. В случае замены хотя бы одного шатунного болта производится перезатяжка и перемаркировка всех болтов данного шатуна с соблюдением следующих условий:

а) собирается нижняя головка шатуна без вкладышей, гайки следует завернуть на болтах до упора ключом с рукояткой длиной 250-300 мм. Щуп 0,03 мм между гайкой и крышкой не должен "закусываться";

б) всей гайки затягиваются крестообразно равномерным усилием (в несколько приемов) так, чтобы удлинение болтов составляло 0,39-0,44 мм по сравнению с длиной, выбитой на головке болта. Отдельная гайка может быть завернута максимально на 9° (если удлинение болта не превышает 0,44 мм) для совмещения отверстия болта с прорезью гайки под шплинт;

в) следует нанести на каждой гайке и теле шатуна вертикальную совпадающую риску. На вновь устанавливаемых болтах и гайках наносятся клейма спаренности (цифры).