9.2.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников
9.2.8.1. Шатуны осматриваются, трещины в шатуне не допускаются. Продувается под давлением осевое отверстие в теле шатуна и отверстия разбрызгивающего сопла. В случае заклинивания или задира поршня в цилиндре, разрушения вкладышей шатунного подшипника на специальном приспособлении измеряется величина скручивания и непараллельность осей отверстий нижней и верхней головок шатуна.
Диаметр и овальность нижней головки шатуна измеряются только при затянутых шатунных болтах (по меткам) в двух поясах на расстоянии 20 мм от торцов и двух плоскостях – по оси симметрии шатуна и плоскости разъема. Перед измерением проверяется по краске прилегание крышки к шатуну в плоскости разъема. Необходимо, чтобы детали соприкасались между собой только вершинами зубцов. Допускается опиловка поверхности зубцов. Диаметр отверстия в верхней головке шатуна и во втулке этой головки измеряют индикаторным нутромером в двух поясах и двух перпендикулярных плоскостях.
9.2.8.2. Шатун, имеющий овальность отверстия нижней головки более 0,3 мм, увеличение диаметра отверстия нижней головки (против чертежного размера) более 0,2 мм, скручивание стержня и непараллельность осей верхней и нижней головок шатуна более нормы, заменяется. Цилиндрическую форму и номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна, когда овальность его более 0,05, но менее 0,30 мм, допускается восстанавливать путем хромирования или осталивания поверхности отверстия. После восстановления размер отверстия должен быть в пределах, указанных в чертеже. Производить какие-либо сварочные работы на шатуне, а также накернивание или наплавку наружной поверхности втулки головки шатуна запрещается. Шатуны, имеющие скручивание или непараллельность осей отверстий, разрешается править горячим способом. После правки скручивание и непараллельность отверстий должны быть не более допускаемых размеров, указанных на чертеже.
9.2.8.3. Измеряется зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Втулка головки шатуна с трещинами, отслоением антифрикционного слоя, ослаблением в посадке, с предельным износом, когда зазор между втулкой и поршневым пальцем превышает норму, заменяется.
Восстанавливать нормальный зазор между втулкой и поршневым пальцем допускается осадкой или постановкой пальца увеличенного диаметра.
Ослабление посадки втулки в головке шатуна устраняется одним из способов, указанных в пункте 2.3.11.
Выступание втулки над поверхностями торцов головки шатуна не допускается.
Проверяется надежность крепления разбрызгивающего сопла, ослабление устранить.
9.2.8.4. Дефектацию и ремонт вкладышей шатунных подшипников следует вести согласно требованиям подпунктов 9.2.3.2. и 9.2.3.3. Натяг вкладышей шатунных подшипников определяется в приспособлении при обжатии усилием 41,7 кН (4250 кгс). Допускается проверка натяга вкладышей в шатуне.
9.2.8.5. Шатунные болты осматриваются и проверяются магнитным дефектоскопом. Болты, имеющие трещины в любой части, а также изъяны в резьбовой части (срыв ниток, вытянутость, неправильный профиль, дробленость, заусенцы, риски), заменяются комплектно с гайкой. Ослабление гайки на болте не допускается. Производить сварочные работы на болтах или проточку болтов до размеров менее чертежных запрещается.
При наличии наклепа на опорной поверхности гайки контактные поверхности гайки и крышки шатуна обрабатываются совместно так, чтобы поясок отпечатка краски (после обжатия болтов) по окружности был непрерывным шириной не менее 2 мм. Допускается не более двух разрывов краски длиной 3 мм. Уменьшение высоты гайки допускается до размера 50 мм.
9.2.8.6. В случае замены хотя бы одного шатунного болта производится перезатяжка и перемаркировка всех болтов данного шатуна с соблюдением следующих условий:
а) собирается нижняя головка шатуна без вкладышей, гайки следует завернуть на болтах до упора ключом с рукояткой длиной 250-300 мм. Щуп 0,03 мм между гайкой и крышкой не должен "закусываться";
б) всей гайки затягиваются крестообразно равномерным усилием (в несколько приемов) так, чтобы удлинение болтов составляло 0,39-0,44 мм по сравнению с длиной, выбитой на головке болта. Отдельная гайка может быть завернута максимально на 9° (если удлинение болта не превышает 0,44 мм) для совмещения отверстия болта с прорезью гайки под шплинт;
в) следует нанести на каждой гайке и теле шатуна вертикальную совпадающую риску. На вновь устанавливаемых болтах и гайках наносятся клейма спаренности (цифры).
- Открытое акционерное общество
- Введение
- 3. Руководство является обязательным для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием, текущим ремонтом, а также с эксплуатацией тепловозов.
- I. Общие положения
- 1.1. Организация и планирование ремонта
- 1.2. Постановка тепловоза на ремонт
- 1.3. Приемка тепловоза из ремонта
- II. Общие указания по ремонту тепловозов
- 2.1. Снятие, разборка и очистка сборочных единиц и агрегатов для ремонта
- 2.2. Контроль состояния деталей
- 2.3. Ремонт и сборка деталей типовых соединений
- 2.4. Подшипники качения
- 2.5. Зубчатые передачи
- 2.6. Сборочные единицы с сальниковыми уплотнениями, резино-технические изделия
- 2.7. Муфты, трубопроводы
- 2.8. Пружины
- 2.9. Детали контактных соединений, гибкие соединения электрических цепей
- 2.10. Сборка, испытание и монтаж объектов ремонта
- 2.11. Устройства алсн, радиосвязи и скоростемер
- 2.12. Общие положения по сварочным работам
- 2.13. Метрологическое обеспечение средств измерения
- 2.14. Стратегия обеспечения работоспособного состояния
- Электронного оборудования и общие указания по определению
- Технического состояния и технологии контроля
- Функциональных блоков электронного оборудования
- 2.15. Основные рекомендации по организации диагностирования локомотивов
- 2.16. Охрана труда и техники безопасности
- III. Техническое обслуживание то-2
- 3.1. Общие требования
- 3.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 3.3. Электрооборудование
- 3.4. Экипажная часть, тормоз, автосцепные устройства и устройства безопасности
- Техническое обслуживание то-3
- 4.1. Общие требования
- 4.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 4.3. Электрические машины
- 4.4. Электроаппаратура и электрические цепи
- 4.5. Аккумуляторная батарея
- 4.6. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- Испытание тепловоза
- V. Техническое обслуживание то-4
- VI. Техническое обслуживание то-5
- VII. Текущий ремонт тр-1
- 7.1. Общие требования
- 7.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 7.3. Электрическое оборудование
- 7.4. Аккумуляторная батарея
- 7.5. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- 7.6. Испытание тепловоза
- VIII. Текущий ремонт тр-2
- Общие требования
- Дизель и вспомогательное оборудование
- 8.3. Функциональные блоки электронного регулятора
- 8.4. Исполнительное оборудование реостатного тормоза
- 8.5. Средства пожаротушения
- 8.6. Электрическое оборудование
- 8.7. Экипажная часть
- 8.8. Подшипники
- 9.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 9.2.1. Блок и картер
- 9.2.2. Втулки цилиндров
- 9.2.3. Вкладыши коренных подшипников
- 9.2.4. Крышки подшипников
- 9.2.5. Коленчатый вал и его подшипники
- 9.2.6. Антивибратор
- 9.2.7. Поршни, поршневые кольца и пальцы
- 9.2.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников
- 9.2.9. Сборка шатунно-поршневой группы
- 9.2.10. Цилиндровые крышки, клапаны и их приводы
- 9.2.11. Нижний распределительный механизм дизеля
- 9.2.12. Регулятор предельной частоты вращения коленчатого вала
- 9.2.13. Секции топливного насоса и их толкатели
- 9.2.14 Форсунки
- 9.2.15. Комбинированный регулятор частоты вращения
- 9.2.16. Сервомотор
- 9.2.17. Масляный и топливоподкачивающий насосы дизеля и вспомогательный маслопрокачивающий насос
- 9.2.18. Вспомогательные насосы топливоподкачивающей и водяной систем
- 9.2.19. Турбокомпрессор
- 9.2.20. Выпускные и наддувочные коллекторы
- 9.2.21. Глушитель
- 9.2.22. Воздухоохладитель
- 9.2.23. Водомасляный теплообменник
- 9.2.24. Редукторы
- 9.2.25. Валы и муфты приводов вспомогательных агрегатов
- 9.2.26. Вентиляторы и вентиляторные колеса
- 9.2.27. Секции холодильника, калорифера и коллекторы
- 9.2.28. Топливоподогреватель
- 9.2.29. Жалюзи и их привод
- 9.2.30. Топливный и водяной баки, запасной бак масла
- 9.2.31. Трубопроводы водяной, масляной, топливной, воздушной систем, ручные насосы
- 9.2.32. Фильтры
- 9.2.33. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
- 9.2.34. Контрольно-измерительная аппаратура
- 9.3. Электрооборудование
- 9.3.1. Общие требования по организации ремонта и объемы ремонтных работ
- 9.3.2. Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы
- 9.3.3. Сердечники полюсов и полюсные катушки.
- 9.3.4. Моторно-осевые подшипники
- 9.3.5. Якорь
- 9.3.6. Щеткодержатели и их кронштейны
- 9.3.7. Сборка электрических машин
- 9.3.8. Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта
- 9.4. Электрические аппараты
- 9.4.1. Общие требования к ремонту электрических аппаратов
- 9.4.2. Электропневматические вентили
- 9.4.3. Переключатель направления (реверсор)
- 9.4.4. Контроллер
- 9.4.5. Регулятор напряжения
- 9.4.6. Электрооборудование регулятора мощности и частоты вращения коленчатого вала дизеля
- 9.4.7. Аккумуляторная батарея
- 9.4.8. Арматура освещения
- 9.4.9. Междутепловозные соединения
- 9.4.10. Панели резисторов, предохранителей, выключателей
- 9.4.11. Автоматические и кнопочные выключатели, рубильники и разъединители
- 9.4.12. Исполнительное оборудование реостатного тормоза, электронное оборудование
- 9.4.13. Реле
- 9.4.14. Электрические провода
- 9.5. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
- 9.5.1. Общие требования к ремонту
- 9.5.2. Комплектовка тяговых электродвигателей с колесными парами
- 9.5.3. Кожух зубчатой передачи
- 9.5.4. Сборка тележки
- 9.5.5. Воздушные резервуары
- 9.5.6. Тифоны, клапаны тифона, свистки
- 9.5.7. Песочная система
- 9.5.8. Ручной тормоз
- 9.5.9. Тормозной компрессор, тормозная рычажная передача, тормозные цилиндры, воздухораспределители, краны машиниста, краны разобщительные и клапаны
- 9.5.10. Автосцепное устройство
- 9.5.11. Автоматическая локомотивная сигнализация,
- 9.6. Общая сборка основного оборудования тепловоза
- 9.6.1. Опускание рамы на тележки
- 9.6.2. Установка дизель-генератора, гидромеханического редуктора, компрессора и сборка приводов силовых механизмов
- 9.6.3. Установка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей и двухмашинного агрегата
- 9.6.4. Сборка и установка элементов холодильника
- 9.6.5. Сборка трубопроводов
- 9.6.6. Сборка элементов кузова
- 9.6.7. Сборка ручного тормоза
- 9.6.8. Сборка привода скоростемера
- 9.7. Испытание тепловоза
- 9.8. Окраска тепловоза