2.3. Ремонт и сборка деталей типовых соединений
2.3.1. Детали резьбового соединения, имеющие вытянутость и износ резьбы, недопустимые забоины, в зависимости от их конструкции, прочности и материала деталей, а также экономической целесообразности ремонта допускается восстанавливать одним из следующих способов:
а) перенарезанием резьбы под ремонтный размер (под меньший размер у болтов, шпилек, концов валов, под больший размер у резьбовых отверстий);
б) наплавкой с последующим нарезанием резьбы под чертежный размер. Наплавка резьбовой части болтов, шпилек или валов, работающих со знакопеременной нагрузкой, запрещается;
в) нарезкой новых резьбовых отверстий рядом со старыми, которые, как правило, должны быть заделаны.
2.3.2. При сборке резьбовых соединений должны соблюдаться следующие требования:
а) проходные отверстия под болты в соединительных деталях при относительном их смещении, не допускающем постановку болта соответствующего размера, следует исправлять рассверловкой, развертыванием или наплавкой. В последнем случае отверстия должны быть обработаны под чертежный размер. Раздача отверстий оправкой не допускается;
б) запрещается применять болты, шпильки и гайки, имеющие разработанную, сорванную или забитую резьбу, забитые грани головок. Резьбу болтов и гаек ответственных соединений следует проверять резьбовым калибром 3-го класса точности;
в) не допускается ввертывать болты, завышенные по длине, или нормальные болты в заниженные по глубине нарезки отверстия;
г) для плотной посадки шпилек или ввертышей их необходимо ставить на густотертом сурике или густотертых белилах;
д) ось резьбы шпильки должна быть перпендикулярна, а торец гайки – параллелен опорной поверхности детали, в которую ввернута шпилька, плоскости шайб должны быть параллельны между собой;
е) чтобы исключить возможные перекосы и коробление деталей ответственных сборочных единиц, гайки и болты следует затягивать усилием и в последовательности, установленной технологической инструкцией или чертежами на сборку данной сборочной единицы;
ж) стопорение и контровка деталей должны быть произведены согласно требованиям чертежа на сборку данной сборочной единицы. Негодные пружинные и фасонные шайбы, шплинты и другие детали, служащие для стопорения и контровки деталей, необходимо заменить.
2.3.3. Детали шпоночного соединения, имеющие смятие и износ пазов, ослабление посадки или деформацию шпонки, в зависимости от их конструкции и прочности допускается восстанавливать одним из следующих способов:
а) обработкой пазов спариваемых деталей (ручным или механическим способом) до ремонтных размеров с постановкой шпонки ремонтного размера;
б) обработкой паза одной из деталей под ремонтный размер с постановкой ступенчатой шпонки;
в) электродуговой наплавкой пазов с последующей обработкой под номинальный размер с постановкой шпонки чертежного размера;
г) нарезанием нового паза у охватывающей детали (ступицы) с постановкой ступенчатой шпонки или шпонки номинального размера;
д) заменой части детали – постановкой втулки в отверстие охватывающей детали, заменой шпоночной части конца вала и изготовлением шпонки номинального размера. Металл новых частей должен быть той же марки, что и ремонтируемой детали. Наплавка шпоночных пазов вала, работающего со знакопеременной нагрузкой, запрещается, кроме случаев, когда наплавочные работы ведутся вибродуговым способом с соблюдением соответствующих требований инструктивных указаний по сварочным работам.
2.3.4. При сборке шпоночного соединения должны быть соблюдены следующие требования:
а) ось шпонки должна быть параллельна оси вала охватывающей детали;
б) высота выступающей части шпонки должна быть одинаковой по всей длине в пределах допуска чертежа;
в) допуски на посадку шпонки в пазах деталей должны быть в пределах, указанных в чертеже.
2.3.5. Детали шлицевого соединения, имеющие износ, смятие, деформацию и откол шлицев, в зависимости от прочности детали и экономической целесообразности ремонта допускается восстанавливать одним их следующих способов:
а) наплавкой шлицевой части вибродуговым способом под слоем флюса износостойкой проволокой с последующей обработкой шлицев под номинальный размер;
б) заменой части детали – заменой шлицевого конца вала с постановкой ремонтной втулки внутрь охватывающей детали. Новые детали должны быть изготовлены из металла той же марки, что и ремонтируемая деталь.
2.3.6. При сборке шлицевых соединений должны быть соблюдены требования чертежа по посадочным зазорам; шлицы должны быть покрыты твердой смазкой.
2.3.7. Детали неподвижных конусных соединений, имеющие задиры, износ, смятие и наклеп конусных частей в зависимости от их конструкции и прочности, а также экономической целесообразности ремонта, допускается восстанавливать одним их следующих способов:
а) шлифовкой (разверткой) сопрягающихся конусных поверхностей;
б) наплавкой с последующей механической обработкой до номинального размера сопрягающихся конусных поверхностей;
в) заменой части детали постановкой втулки в отверстие охватывающей детали или заменой конусной части вала с последующей механической обработкой до номинального размера сопрягающихся конусных поверхностей;
г) осталиванием или цинкованием сопрягающихся поверхностей. Наплавку конусных поверхностей деталей, работающих со знакопеременной нагрузкой, следует производить только вибродуговым способом под слоем флюса.
2.3.8. При сборке неподвижных конусных соединений должны быть соблюдены следующие условия:
а) сопрягаемые конусные поверхности следует обрабатывать в соответствии с требованиями чертежа. Прилегание конусных поверхностей необходимо контролировать по краске или соответствующим калибром. Следы краски, характеризующие степень прилегания конусных поверхностей, должны составлять не менее 70 % площади, входящей в конусное соединение;
б) ступенчатый износ более 0,02 мм на конусной поверхности вала, образованный повторными притирками детали, должен быть снят шлифованием или шабровкой;
в) натяг в соединении должен быть установлен в пределах, указанных в чертеже. Сборка соединения может быть осуществлена с предварительным нагревом охватывающей детали, охлаждением вала или с применением пресса.
2.3.9. Детали подвижных конусных соединений с шириной притирочного пояска запорного конуса более 0,5 мм (клапаны цилиндровых крышек, пробковые краны и т. д.) с выгоранием, раковинами, износом, наклепом и другими дефектами запорной конусной поверхности в зависимости от их прочности и материала допускается восстанавливать одним из следующих способов:
а) при незначительных размерах дефектов взаимной притиркой запорных конусов с применение притирочных паст или шлифовальных порошков, смешанных с маслом;
б) при значительных размерах дефектов станочной обработкой (шлифованием или проточкой) конусных поверхностей и последующей притиркой конусов с обязательным доведением углов запорных конусов до первоначальных значений;
в) при значительных повреждениях и износе деталей наплавкой поверхности запорного конуса одной детали, ее станочной обработкой и последующей взаимной притиркой детали. Этот способ рекомендуется главным образом для пробковых конусных кранов из цветного металла. Притирочный поясок на запорном конусе каждой детали должен быть непрерывным по окружности, шириной в пределах указанных в настоящем Руководстве. Допускается оставлять на конусной части детали круговые и поперечные риски, неглубокие раковины, расположенные вне притирочного пояска.
2.3.10. Детали подвижных конусных соединений с шириной притирочного пояска запорного конуса менее 0,5 мм (типа запорного конуса распылителя форсунки, нагнетательного клапана топливного насоса дизеля) с наклепом или износом конусной поверхности следует восстанавливать только станочной обработкой или обработкой при помощи притиров конусных поверхностей деталей с обязательным доведением углов их запорных конусов до первоначальных размеров с последующей легкой притиркой.
Качество притирки запорных конусов подвижных конусных соединений разрешается контролировать предварительно по карандашным рискам, а окончательно наливом керосина, опрессовкой воздухом или жидкостью. При проверке керосином или опрессовкой жидкостью пропуск жидкости или «потение» в соединениях не допускается. При контроле опрессовкой воздухом шипение или образование пузырьков (после смачивания мыльной водой) не допускается.
2.3.11. Ослабление посадки деталей неподвижных соединений с гарантированным натягом в зависимости от конструкции сборочной единицы, прочности и степени ослабления посадки деталей, а также экономической целесообразности ремонта рекомендуется устранять одним из следующих способов:
а) электроискровым способом, когда толщина наращивания слоя металла на поверхности вала или отверстия не превышает 0,1 мм;
б) хромированием или омеднением, когда толщина наращиваемого слоя металла не превышает 0,15 мм;
в) нанесением пленки клея (эластомера) Ф6, Ф40, когда толщина пленки клея наносимого на поверхность детали не превышает 0,1 мм;
г) цинкованием или металлизацией, когда толщина наращиваемого слоя металла не превышает 0,3 мм;
д) раздачей, обжатием или осадкой, когда необходимо увеличить диаметр оси, пальца, валика и т. п. деталей или уменьшить диаметр отверстия до 0,3 мм;
е) осталиванием, электродуговой наплавкой, постановкой ремонтной втулки на вал, втулок в отверстие, когда толщина наращиваемого слоя превышает 0,30 мм. Наплавка валов, работающих со знакопеременной нагрузкой, запрещается, кроме случаев, когда наплавочные работы ведутся вибродуговым способом.
При наращивании посадочной части детали необходимо пользоваться руководством по применению эластомера при ремонте локомотивов.
2.3.12. Сборку деталей неподвижных соединений с гарантированным натягом необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:
а) перед соединением сопрягаемые поверхности деталей тщательно осматриваются и обмеряются. Заусенцы на поверхности деталей не допускаются. Натяг в соединениях должен быть установлен в пределах, указанных на чертеже;
б) для увеличения надежности соединения рекомендуется на одну из сопрягаемых поверхностей наносится слой клея Ф6 или Ф40 толщиной 0,01-0,04 мм. Для уменьшения трения при запрессовке поверхности деталей рекомендуется смазать тонким слоем масла;
в) сборка соединений может быть выполнена с предварительным нагревом охватывающей детали, охлаждением охватываемой детали или при помощи пресса. В последнем случае необходимо применять приспособление, обеспечивающее действие усилия запрессовки строго по оси запрессовываемой детали. Запрещается вести сборку соединения ударами непосредственно по детали без применения специальных оправок.
2.3.13. Чертежный зазор в шарнирных соединениях, т. е. соединениях, осуществляемых при помощи цилиндрических и сферических элементов – осей, пальцев, валиков, втулок и других деталей, с предельным износом в зависимости от конструкции, прочности материала деталей, а также экономической целесообразности допускается восстанавливать одним из следующих способов:
а) обработкой оси, пальца или валика под ремонтный размер с соответствующим уменьшением диаметра отверстия (втулочного подшипника);
б) обработкой отверстия (втулочного подшипника) под ремонтный размер с соответствующим увеличением диаметра оси пальца или валика;
в) восстановлением номинального размера диаметров отверстия (втулочного подшипника), оси, пальца или вала. Увеличение диаметра оси, пальца или валика или уменьшение диаметра отверстия (втулочного подшипника) у деталей, бывших в эксплуатации, следует производить одним из способов, указанных в пункте 2.3.11 б), д), е) настоящего Руководства (далее – если не указан какой-либо документ подразумевается пункт настоящего Руководства).
- Открытое акционерное общество
- Введение
- 3. Руководство является обязательным для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием, текущим ремонтом, а также с эксплуатацией тепловозов.
- I. Общие положения
- 1.1. Организация и планирование ремонта
- 1.2. Постановка тепловоза на ремонт
- 1.3. Приемка тепловоза из ремонта
- II. Общие указания по ремонту тепловозов
- 2.1. Снятие, разборка и очистка сборочных единиц и агрегатов для ремонта
- 2.2. Контроль состояния деталей
- 2.3. Ремонт и сборка деталей типовых соединений
- 2.4. Подшипники качения
- 2.5. Зубчатые передачи
- 2.6. Сборочные единицы с сальниковыми уплотнениями, резино-технические изделия
- 2.7. Муфты, трубопроводы
- 2.8. Пружины
- 2.9. Детали контактных соединений, гибкие соединения электрических цепей
- 2.10. Сборка, испытание и монтаж объектов ремонта
- 2.11. Устройства алсн, радиосвязи и скоростемер
- 2.12. Общие положения по сварочным работам
- 2.13. Метрологическое обеспечение средств измерения
- 2.14. Стратегия обеспечения работоспособного состояния
- Электронного оборудования и общие указания по определению
- Технического состояния и технологии контроля
- Функциональных блоков электронного оборудования
- 2.15. Основные рекомендации по организации диагностирования локомотивов
- 2.16. Охрана труда и техники безопасности
- III. Техническое обслуживание то-2
- 3.1. Общие требования
- 3.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 3.3. Электрооборудование
- 3.4. Экипажная часть, тормоз, автосцепные устройства и устройства безопасности
- Техническое обслуживание то-3
- 4.1. Общие требования
- 4.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 4.3. Электрические машины
- 4.4. Электроаппаратура и электрические цепи
- 4.5. Аккумуляторная батарея
- 4.6. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- Испытание тепловоза
- V. Техническое обслуживание то-4
- VI. Техническое обслуживание то-5
- VII. Текущий ремонт тр-1
- 7.1. Общие требования
- 7.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 7.3. Электрическое оборудование
- 7.4. Аккумуляторная батарея
- 7.5. Экипажная часть, тормозное оборудование,
- 7.6. Испытание тепловоза
- VIII. Текущий ремонт тр-2
- Общие требования
- Дизель и вспомогательное оборудование
- 8.3. Функциональные блоки электронного регулятора
- 8.4. Исполнительное оборудование реостатного тормоза
- 8.5. Средства пожаротушения
- 8.6. Электрическое оборудование
- 8.7. Экипажная часть
- 8.8. Подшипники
- 9.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 9.2.1. Блок и картер
- 9.2.2. Втулки цилиндров
- 9.2.3. Вкладыши коренных подшипников
- 9.2.4. Крышки подшипников
- 9.2.5. Коленчатый вал и его подшипники
- 9.2.6. Антивибратор
- 9.2.7. Поршни, поршневые кольца и пальцы
- 9.2.8. Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных подшипников
- 9.2.9. Сборка шатунно-поршневой группы
- 9.2.10. Цилиндровые крышки, клапаны и их приводы
- 9.2.11. Нижний распределительный механизм дизеля
- 9.2.12. Регулятор предельной частоты вращения коленчатого вала
- 9.2.13. Секции топливного насоса и их толкатели
- 9.2.14 Форсунки
- 9.2.15. Комбинированный регулятор частоты вращения
- 9.2.16. Сервомотор
- 9.2.17. Масляный и топливоподкачивающий насосы дизеля и вспомогательный маслопрокачивающий насос
- 9.2.18. Вспомогательные насосы топливоподкачивающей и водяной систем
- 9.2.19. Турбокомпрессор
- 9.2.20. Выпускные и наддувочные коллекторы
- 9.2.21. Глушитель
- 9.2.22. Воздухоохладитель
- 9.2.23. Водомасляный теплообменник
- 9.2.24. Редукторы
- 9.2.25. Валы и муфты приводов вспомогательных агрегатов
- 9.2.26. Вентиляторы и вентиляторные колеса
- 9.2.27. Секции холодильника, калорифера и коллекторы
- 9.2.28. Топливоподогреватель
- 9.2.29. Жалюзи и их привод
- 9.2.30. Топливный и водяной баки, запасной бак масла
- 9.2.31. Трубопроводы водяной, масляной, топливной, воздушной систем, ручные насосы
- 9.2.32. Фильтры
- 9.2.33. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
- 9.2.34. Контрольно-измерительная аппаратура
- 9.3. Электрооборудование
- 9.3.1. Общие требования по организации ремонта и объемы ремонтных работ
- 9.3.2. Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы
- 9.3.3. Сердечники полюсов и полюсные катушки.
- 9.3.4. Моторно-осевые подшипники
- 9.3.5. Якорь
- 9.3.6. Щеткодержатели и их кронштейны
- 9.3.7. Сборка электрических машин
- 9.3.8. Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта
- 9.4. Электрические аппараты
- 9.4.1. Общие требования к ремонту электрических аппаратов
- 9.4.2. Электропневматические вентили
- 9.4.3. Переключатель направления (реверсор)
- 9.4.4. Контроллер
- 9.4.5. Регулятор напряжения
- 9.4.6. Электрооборудование регулятора мощности и частоты вращения коленчатого вала дизеля
- 9.4.7. Аккумуляторная батарея
- 9.4.8. Арматура освещения
- 9.4.9. Междутепловозные соединения
- 9.4.10. Панели резисторов, предохранителей, выключателей
- 9.4.11. Автоматические и кнопочные выключатели, рубильники и разъединители
- 9.4.12. Исполнительное оборудование реостатного тормоза, электронное оборудование
- 9.4.13. Реле
- 9.4.14. Электрические провода
- 9.5. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
- 9.5.1. Общие требования к ремонту
- 9.5.2. Комплектовка тяговых электродвигателей с колесными парами
- 9.5.3. Кожух зубчатой передачи
- 9.5.4. Сборка тележки
- 9.5.5. Воздушные резервуары
- 9.5.6. Тифоны, клапаны тифона, свистки
- 9.5.7. Песочная система
- 9.5.8. Ручной тормоз
- 9.5.9. Тормозной компрессор, тормозная рычажная передача, тормозные цилиндры, воздухораспределители, краны машиниста, краны разобщительные и клапаны
- 9.5.10. Автосцепное устройство
- 9.5.11. Автоматическая локомотивная сигнализация,
- 9.6. Общая сборка основного оборудования тепловоза
- 9.6.1. Опускание рамы на тележки
- 9.6.2. Установка дизель-генератора, гидромеханического редуктора, компрессора и сборка приводов силовых механизмов
- 9.6.3. Установка вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей и двухмашинного агрегата
- 9.6.4. Сборка и установка элементов холодильника
- 9.6.5. Сборка трубопроводов
- 9.6.6. Сборка элементов кузова
- 9.6.7. Сборка ручного тормоза
- 9.6.8. Сборка привода скоростемера
- 9.7. Испытание тепловоза
- 9.8. Окраска тепловоза