logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.3.5. Якорь

9.3.5.1. Якорь тщательно очищается с продувкой сухим сжатым воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2). Обмотка якоря осматривается во всех доступных местах, особое внимание следует уделить концам секций в петушках.

Пыль, грязь, масло и излишние наплывы лака в промежутках между шинами следует удалить, не вызывая повреждения изоляции шин.

9.3.5.2. Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание на импульсной установке, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями приборов не должна превышать 20 % среднего значения. Поджог контактных поверхностей в петушках зачищается. В случае видимых подплавлений или при показаниях приборов, указывающих на плохую пайку, петушки необходимо пропаять. Для пайки применяется припой ПОС61.

9.3.5.3. Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо припаянных скоб и окисления бандажи необходимо очистить и пропаять припоем ПОС40 с применением установленных флюсов, применение при этом кислоты запрещается. При пайке бандажей необходимо следить за тем, чтобы не было прогара изоляции, попадания припоя на обмотку якоря и контакта между бандажом и железом якоря.

Проволочные бандажи, имеющие механические повреждения или оплаление витков, ослабление, сдвиг и обрывы замковых скоб (или конца витка в замке), заменяются. Наложение бандажей, скоб, замковых соединений и изоляции должно выполняться согласно чертежам. Бандажи из стеклобандажной ленты при наличии поперечных, глубоких продольных и сквозных трещин длиной более 300 мм и глубиной более 3 мм, а также ослабления или разрушения (локальный поджог, отслоение лопнувших волокон) заменяются новыми из стеклобандажной ленты или проволочными при обязательной проверке коммутации. Укладку бандажа из стеклобандажной ленты следует вести по технологии завода «Электротяжмаш». При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты обязательно необходимо подложить под него прокладку из электрокартона. Поврежденный бандаж следует резать только в том месте, где уложена прокладка для защиты обмотки от повреждений. При отсутствии вышеперечисленных неисправностей стеклобандажи протираются и покрываются эмалью НЦ-929 или ГФ-92ХК,

Клинья, имеющие повреждения или ослабления, заменяются. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита или картона ЭВ, пропитанного в льняном масле или натуральной олифе, толщина прокладки устанавливается по месту.

9.3.5.4. При ремонте бандажей запрещается:

обстукивать проволочные бандажи над пазом;

производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке;

оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли или всплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке;

устанавливать общие скобы на два бандажа и более;

наматывать бандажи без контроля количества витков и размера натяжения.

9.3.5.5. Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, при наличии необходимого оборудования и соответствующих условий следует ремонтировать по правилам капитального ремонта, а при отсутствии оборудования и условий отправить на завод.

9.3.5.6. Вентиляторы якорей очищаются и осматриваются, проверяется крепление и прочность посадки. Вентиляторы, имеющие в посадке трещины, изломы лопастей, заменяются. Разрешается заварка трещин алюминиевых колес вентилятора в соответствии с требованиями Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы приварных вентиляторов или лопастей восстанавливаются. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован.

9.3.5.7. Проверяется дефектоскопом конус вала, а при снятых внутренних кольцах подшипников или упорных втулках и шейки вала с осмотром под лупой не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.

9.3.5.8. Вал, имеющий после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежит замене.

Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов, расстояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по чертежу, утвержденному ОАО «РЖД», а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов, с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертёжный размер в обоих случаях. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06-0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливаются вибродуговой наплавкой

9.3.5.9. При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверяется относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипника, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при их обработке должна соответствовать чертежу, Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.

9.3.5.10. Конусы для посадки шестерен зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 85 % притирочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Задиры, риски, забоины на конусе не допускаются. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 % посадочной поверхности конуса и глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с шестерней производится стеклянным порошком.

Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса под слоем флюса в соответствии с Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов. При выпуске якоря должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.

9.3.5.11. Шпоночные канавки на валах вспомогательных машин и тягового генератора зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпиловка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.

9.3.5.12. Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы по чертежу.

9.3.5.13. Лабиринтные, уплотняющие и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.

9.3.5.14. Разрешается восстанавливать электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок.

9.3.5.15. Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не вибрировать при их обстукивании. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, следует нагреть до температуры 80-100 °С и подтянуть. Подтяжка болтов производится плавно не более чем на пол-оборота за один прием с поочередным подвертыванием диаметрально противоположных болтов.

9.3.5.16. Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных машин следует закруглить радиусом 3 мм.

9.3.5.17. При обработке коллектора разрешается:

углублять проточкой канаву у петушков до чертежного размера;

выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генератора со стороны петушков для предотвращения образования щелей;

заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора.

9.3.5.18. Запрещается:

обтачивать петушки коллектора;

опиливать рабочую поверхность коллектора;

устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;

шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;

обтачивать или шлифовать коллектор, если его рабочая поверхность имеет нормальный вид – гладкий, полированный с фиолетово-красным или каштановым оттенком – и биение его не превышает установленных норм, а износ не более 0,2 мм и, если якорь не разъединяется с остовом (нет смещения дорожки от работы щеток). В этом случае разрешается оставлять работавшие ранее щетки с высотой для тягового генератора не менее 30 мм, для тягового электродвигателя не менее 45 мм.

9.3.5.19. Коллектор следует продорожить на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок-пластин.

9.3.5.20. При продороживаиии коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.

9.3.5.21. После продорожки с кромок коллекторных пластин снимаются фаски размером 0,5 мм х 45о по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брусками типов Р-16, Р-17, Р-30 или бумагой 1МС720х50, ВМ200С8А, закрепленной на твердом основании. Коллектор очищается жесткой волосяной щеткой.

9.3.5.22. Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачищается мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протирается чистыми сухими салфетками и покрывается дугостойкой эмалью НЦ-929 или ГФ-92ХК не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж меняется. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом коллектора и краем ленточного бандажа.

9.3.5.23. В случаях, предусмотренных требованиями подпунктов 9.3.5.2. и 9.3.5.5., при снятых бандажах производится пропитка изоляции обмотки якоря способом погружения. При этом, помимо положений, установленных «Правилами ремонта электрических машин тепловозов», должны быть выполнены следующие требования:

а) предварительная сушка изоляции якоря перед пропиткой производится при температуре 110-130 °С. Сопротивление изоляции после сушки при температуре коллектора 100-110 °С должно быть не менее 1,5 МОм для тяговых двигателей и 1,0 МОм для тяговых генераторов;

б) производится однократная пропитка якоря в изоляционном лаке способом погружения с последующей разгонкой на станке;

в) просушивается якорь в печи при температуре 110-120 °С в течение 8-10 ч. После сушки якорь должен соответствовать указанным выше требованиям, в противном случае сушка должна быть продолжена до тех пор, пока якорь не будет соответствовать указанным требованиям;

г) якорь покрывается (после наложения бандажей) двумя слоями эмали ЭП-91 с последующей сушкой до прекращения отлипа. По режиму сушки, контролю пропитывающих лаков и эмалей руководствоваться Инструкцией по пропитке изоляции обмоток тяговых и вспомогательных электрических машин локомотивов и электропоездов в деповских условиях.

9.3.5.24. При ремонте без снятия бандажей и пропитки якорь после очистки покрывается двумя слоями эмали ГФ-92ХС при помощи пульверизатора с последующей сушкой до прекращения отлила. Для ускорения сушки покрытие эмалью следует вести при температуре якоря 70-80 оС. Сопротивление изоляции перед покрытием эмалью должно быть не менее 1,5 МОм для тяговых двигателей и 1,0 МОм для тяговых генераторов. Если сопротивление ниже указанных значений, производится сушка якоря в печи до покрытия его эмалью. Поверхность якоря после покрытия эмалью должна быть ровной, гладкой, не иметь отслоений, натеков лака и вздутых мест или местного продавливания ее под деталями крепления.

9.3.5.25. После обточки коллектора, проверки межвиткового замыкания и целостности обмотки при помощи импульсной установки и в случае утери балансировочного груза производится динамическая балансировка. Остаточный небаланс должен быть не более значения, установленного чертежом (для якорей тяговых электродвигателей не более 180 гсм). Балансировочные грузы должны быть закреплены в соответствии с чертежами якорей электрических машин.