logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.4.1. Общие требования к ремонту электрических аппаратов

9.4.1.1. Производится ревизия со снятием с тепловоза следующих аппаратов: контакторов электропневматических (поездных), электромагнитных (пусковых, шунтировки, управления, маслопрокачивающего насоса, зарядки аккумуляторных батарей, возбуждения генератора), регулятора напряжения, контроллера, реле заземления, боксования, термостатов (термореле), всех электроизмерительных приборов и предохранителей. Разрешается производить ревизию электромагнитных контакторов без съемки с тепловоза, но с обязательной проверкой активного сопротивления обмоток тяговых катушек пусковых контакторов согласно подпункту 9.4.1.19. Кроме того, при каждом текущем ремонте ТР-3 следует снимать электропневматические приводы реверсора, электрооборудование регулятора мощности и частоты вращения коленчатого вала дизеля, все электропневматические вентили и аппараты или их детали, имеющие износ выше нормы, а также повреждения, вызывающие разборку аппарата. Ремонт аппаратов (без ревизии) производится на тепловозе.

9.4.1.2. Аппараты очищаются от пыли и нагара и осматриваются. Изоляционные стойки и изоляторы обтираются салфетками, смоченными в спирте или авиационном бензине. Незначительные повреждения изоляции стоек разрешается закрашивать эмалью НЦ-929 с предварительной зачисткой. Изоляция, поврежденная до половины ее толщины, восстанавливается. Применять бензин для протирки катушек и других деталей, покрытых асфальтовым лаком, запрещается. Мелкие оплавления деталей очищаются при помощи стеклянной бумаги, крупные – при помощи личного напильника. Снятые металлические детали разрешается очищать пескоструйным аппаратом. Чугунные и стальные неоцинкованные детали разрешается вываривать в щелочной ванне.

9.4.1.3. Проверяется крепление аппаратов и их деталей. Все крепежные детали и их установка должны соответствовать чертежам. Поврежденные или недостающие пружинные шайбы, шплинты, гайки должны быть восстановлены. Винты с поврежденными шлицами и болты с поврежденными гранями заменяются. Аппараты па панелях не должны иметь перекосов, влияющих на положение подвижных частей.

9.4.1.4 Изоляторы, имеющие трещины, поврежденную поверхность или сколы свыше 10 % длины пути возможного перекрытия током, заменяются, ослабшие в армировке следует переармировать.

9.4.1.5. Маркировка проводов и аппаратов проверяется, недостающая восстанавливается, полностью в соответствии со схемой; наносится маркировка допускаемых токов на патронах предохранителей.

9.4.1.6. Устранение повреждений проводов, шунтов, наконечников производится в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 2.9.3.

9.4.1.7. Поврежденная бандажировка пучков проводов восстанавливается, и перемотанные места окрашиваются под цвет старой краски.

9.4.1.8. Проверяется отсутствие заеданий в подвижных частях аппаратов, а также правильность последовательности и четкость их срабатывания (по таблице включения). Все электропневматические аппараты должны включаться при давлении воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/см2). Толщина контактов должна соответствовать нормам. Разрешается наплавка силовых контактов медью с последующей обработкой по шаблону.

9.4.1.9. Блокировочные пальцы и сегменты блокировок аппаратов зачищаются. Крепятся пластины пальцедержателей. Проверяется нажатие пальцев, при необходимости производится регулировка. Изношенные блокировочные пальцы заменяются. Прилегание блокировочных пальцев должно быть не менее 50 % ширины их контактной части.

9.4.1.10. Блокировки, имеющие износ контактных сегментов на половину толщины, заменяются. При ремонте блокировок сегмент запиливается и производится шлифовка мелкой стеклянной бумагой. Допускается прокладка под сегмент фольги для компенсации спиленной части. В случае замены сегмента по износу новым, более толстым, чем глубина паза в изоляционной колодке, разрешается на краю сегмента запилить фаску для улучшения перехода блокировочного пальца.

Запрещается срезать изоляционную часть блокировочной колодки при устранении выработки в сегменте, а также углублять паз блокировочной колодки под сегментом.

9.4.1.11. У электропневматических вентилей проверяется и регулируется по техническим условиям чертежа ход клапанов. У вентилей, имеющих утечку воздуха, следует заменить тарелку с резиновым уплотнением или сторцевать клапан. Ослабшие катушки вентилей следует закрепить.

9.4.1.12. Смазку для аппаратов следует применять в соответствии с Инструкцией по применению смазочных масел на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

9.4.1.13. Аппараты, подлежащие ревизии, осматриваются. Перегородки дугогасительных камер очищаются от нагара и копоти. Дугогасительные камеры, имеющие трещины или толщину стенок или перегородок, равную половине чертежной, ремонтируются с заменой перегородок. Ослабшие полюсы дугогасительных камер следует закрепить.

9.4.1.14. Контакты зачищаются, проверяется износ и профиль по шаблону. Очистку серебряных и металлокерамических контактов следует производить согласно требованиям, изложенным в пункте 4.4.2. Регулируется прилегание контактов контакторов между собой по всей ширине. Боковые смещения контактов свыше 2 мм устраняются. Нажатие, притирание (или "провал") и разрывы между контактами проверяются и приводятся к норме. Разрешается регулировать притирание (или "провал") отгибанием деталей контактодержателей.

9.4.1.15. Дугогасительные катушки и их выводы осматриваются. При обожженной или поврежденной изоляции, оплавлении или распайке выводов контактор заменяется.

9.4.1.16. Пневматические приводы контакторов разбираются, смазываются слоем смазки, собираются и проверяются на утечку давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2). В манжетах включенных пневматических контакторов допускается утечка, при которой пленка жидкого мыльного раствора, нанесенная на одно из отверстий цилиндра привода (при другом закрытом отверстии), держится, не разрываясь, не менее 10 с.

9.4.1.17. Ослабление в местах установки бронзовых и латунных втулок в крышках пневматического цилиндра и в рычаге электропневматического контактора устраняется за счет постановки втулок большего диаметра с предварительной проверкой отверстий в рычаге. Зазоры между осями и втулками в рычаге не должны превышать 0,3 мм.

9.4.1.18. Электромагнитные контакторы и реле проверяются на срабатывание после прогрева обмоток тяговых катушек до установившегося значения при номинальном напряжении на зажимах катушки. Контакторы и реле, для которых не оговорены специальные условия проверки (см. подпункты. 9.4.1.20, 9.4.1.21), должны четко включаться при напряжении на зажимах тяговой катушки, составляющем 85 % номинального, удерживать якорь в полностью притянутом к сердечнику катушки положении при напряжении, составляющем 70 % номинального, отключаться при напряжении, равном не менее 5 % номинального. Номинальное напряжение на зажимах тяговых катушек контакторов и реле в схеме тепловоза принимается равным 110 В, кроме контакторов, включающихся при пуске дизеля от момента замыкания пусковой цепи аккумуляторной батареи и тягового генератора до ее размыкания. Для этих контакторов номинальное напряжение на зажимах тяговых катушек принимается равным 48 В. Сопротивление изоляции токоведущих частей контакторов и реле по отношению к корпусу проверяется в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 4.4.6. У аппаратов, снятых с тепловозов, сопротивление изоляции после ремонта должно быть не менее 1 МОм.

9.4.1.19. Перед постановкой на тепловоз контакторов пуска дизеля (пусковых) и шунтировки (ослабления) возбуждения тяговых электродвигателей проверяется сопротивление обмоток их тяговых катушек. Установка на тепловоз этих контакторов без проверки сопротивления обмоток тяговых катушек запрещается.

Примечание: В качестве пусковых контакторов КД1 (GI) и КД2 (G2) можно устанавливать контакторы типа SG13 с тяговой катушкой 3-12561, имеющей активное сопротивление обмотки 69,5 Ом 10 % и контакторы типа SС11 с тяговой катушкой LS12157 или LS12146, имеющей активное сопротивление обмотки 110 Ом ± 10 % (здесь и ниже активное сопротивление обмоток тяговых катушек электрических аппаратов дано при температуре +20 °С). Пусковые контакторы типов SG13 и SG11 должны удовлетворять требованиям, изложенным в подпункте 9.4.1.18, а контакторы тепа SG11, – кроме того, еще требованиям, изложенным в подпункте 9.4.1.20.

В качестве контакторов шунтировки поля KШ1-KШ6 (F1-F6) разрешается устанавливать только контакторы типа SG13 с тяговой катушкой 3-12562, имеющей активное сопротивление обмотки 330 Ом ± 10 %, и контакторы типа SС11 c тяговой катушкой LS23046, имеющей активное сопротивление 513 Ом ± 10 %.

Категорически запрещается устанавливать в качестве пусковых контакторов контакторы типов SG13 и SG11 с тяговыми катушками, имеющими активное сопротивление 330 и 513 Ом соответственно, а в качестве контакторов шунтировки поля – контакторы типов SG13 и SG11 с тяговыми катушками, имеющими активное сопротивление 69,5 и 110 Ом соответственно.

В качестве контакторов управления КУ (SR) и электродвигателя маслопрокачивающего насоса КМН (SG) должны быть установлены контакторы типа SE11 с тяговой катушкой по спецификации LS12153, рассчитанной на включение при номинальном напряжении 48 В. При этом последовательно с тяговой катушкой контактора КУ (SR) должен быть включен резистор, шунтируемый на время пуска нормально закрытой блокировкой контактоа зарядки аккумуляторной батареи.

Контакторы управления и маслопрокачивающего насоса типа SE11 и катушкой LS12153, кроме требования, изложенным в подпункте 9.4.1.18, должны еще удовлетворять требованиям, изложенным в подпункте 9.4.1.21.

На тепловозах с тяговыми генераторами, имеющими четырехвитковую пусковую обмотку с активным сопротивлением 0,0104 Ом, при отсутствии в эксплуатации случаев сваривания контактов пусковых контакторов разрешается до первого капитального ремонта оставлять в качестве контакторов управления и маслопрокачивающего насоса контакторы типа SE11 с тяговой катушкой LS23045, рассчитанной на выключение при номинальном напряжении 110 В.

9.4.1.20. Проверяется усилие (сопротивление) включению пусковых контакторов типа SG11. При обесточенной тяговой катушке усилие, необходимое для перемещения якоря до момента соприкосновения контактов (при зазоре между якорем и сердечником катушки около 2,45 мм), должно быть не более 93 Н (9,5 кгс), а усилие, необходимое для плотного прижатия якоря к сердечнику катушки (без зазора), – не более 135 Н (13,8 кгс). Контакторы, не удовлетворяющие этому требованию, разбираются и ремонтируются.

9.4.1.21. Проверяется усилие удержания контакторов во включенном положении при пониженном напряжении. После прогрева тяговой катушки при номинальном напряжении на ее зажимах 48 В до установившейся температуры усилие отрыва подвижного контакта от неподвижного при напряжении на зажимах катушки, равном 27,5 В (25 % номинального напряжения аккумуляторной батареи), должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) для контактора типа SG11 с тяговой катушкой LS12157 или LS12146 и не менее 5 Н (0,5 кгс) для контактора типа SE11 с тяговой катушкой LS12153.