logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

1.1. Организация и планирование ремонта

1.1.1. Исправное и работоспособное состояние тепловозов обеспечивается строгим соблюдением установленной системы планово-предупредительного ремонта путем своевременного, качественного и в полном объеме выполнения работ, установленных настоящим Руководством.

У тепловозов серии ЧМЭ3 (всех индексов) планово-предупредительная система технического обслуживания и текущего ремонтов, включает в себя:

техническое обслуживание ТО-1;

техническое обслуживание ТО-2;

техническое обслуживание ТО-3;

техническое обслуживание ТО-4;

техническое обслуживание ТО-5;

текущий ремонт ТР-1;

текущий ремонт ТР-2;

текущий ремонт ТР-3.

1.1.2. Технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и ТО-3 предназначены для предупреждения неисправностей тепловозов в эксплуатации, поддержания их работоспособности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивными бригадами при приемке, в пути следования и сдаче тепловозов в соответствии с перечнем работ, утвержденным начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги (далее – дороги) приписки тепловозов, согласно требованиям Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.

Техническое обслуживание ТО-2 тепловозов выполняется слесарями совместно с локомотивными бригадами в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), как правило, крытых и оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспеченных технологическим запасом деталей, материалов и приборами.

1.1.3. Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар (без выкатки их из-под локомотива) с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребней. Разрешается совмещать обточку бандажей с производством текущего ремонта.

1.1.4. Техническое обслуживание ТО-5 (индексы а, б, в, г) – предназначено для подготовки локомотивов в запас ОАО «РЖД» (с консервацией для длительного хранения), подготовки к эксплуатации после изъятия из запаса ОАО «РЖД», или локомотивов прибывших в недействующем состоянии после постройки, ремонта или передислокации, а также при отправлении на капитальный ремонт или на другие дороги.

1.1.5. Текущий ремонт ТР-1 и ТР-2 предназначены для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности тепловозов, обеспечения безопасности движения поездов в заданных межремонтных периодах путем ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания.

1.1.6. Текущий ремонт ТР-3 предназначен для восстановления эксплуатационных характеристик, полного или частичного восстановления ресурса основных узлов и агрегатов путем ревизии, замены или ремонта изношенных, неисправных деталей, узлов и агрегатов локомотивов, частичной замены трубопроводов, кабелей, проводов и оборудования с выработанным ресурсом на новое, регулировки и испытания.

Текущие ремонты выполняется в цехах текущего ремонта комплексными и специализированными бригадами.

1.1.7. Нормы периодичности технических обслуживаний, текущих ремонтов для каждого депо устанавливается начальником дороги в зависимости от интенсивности загрузки тепловозов на основе норм, утвержденных Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».

Для равномерной загрузки ремонтных цехов разрешается производить постановку отдельных тепловозов на текущие ремонты с отклонением от установленных норм пробега до 20 %.

1.1.8. Планы технических обслуживаний и текущих ремонтов устанавливаются в соответствии с приказами ОАО «РЖД».

Начальником дороги устанавливается для каждого локомотивного депо:

величина деповского процента неисправных, на основании установленных Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» норм для дороги;

межремонтные периоды (пробеги), на основании среднесетевых норм утвержденных ОАО «РЖД», в пределах установленного диапазона;

продолжительности технического обслуживания, ТР (в пределах нормативов установленных ОАО «РЖД» дороге) в зависимости от серии ТПС, с учётом срока службы, технического состояния локомотивов и технологической оснащенности депо.

Межремонтные периоды технического обслуживания и ремонтов новых тепловозов (на период гарантии) регламентируются техническими условиями на их поставку, согласованными Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».

В интервале ремонтного цикла после постройки тепловоза до первого ТР-3 (СР – среднего ремонта) выполнение ТР рекомендуется планировать по максимально допустимым межремонтным периодам, а в интервале от последнего ТР-3 (СР) до капитального ремонта – по минимально допустимым межремонтным периодам.

1.1.9. Объем выполняемых работ при техническом обслуживании, текущем ремонте, необходимость замены и способы восстановления деталей устанавливаются настоящим Руководством. Технологический процесс ремонта колесных пар, роликовых букс, рессор, ударно-тяговых устройств, автотормозов, скоростемера, автостопов и другого специального оборудования тепловозов производится по соответствующим инструкциям ОАО «РЖД» (МПС России), в том числе приготовление и контроль качества воды для охлаждения дизелей.

В тексте Руководства (в приложениях отдельно) указаны некоторые параметры (давление, усилие и тому подобное) величинами, которых следует руководствоваться при выполнении рабочих операций. Если же у величины не указан диапазон или допуск, то по умолчанию допуск следует считать равным 5 %.

1.1.10. Вновь изготовляемые при текущих ремонтах детали тепловозов по качеству изготовления, отделке, точности, взаимной пригонке, установке и сборке должны соответствовать согласованным ОАО «РЖД» техническим условиям и чертежам на постройку новых тепловозов с учетом последних изменений, внесенных с целью улучшения конструкции тепловоза. Вновь изготовленные детали маркируются согласно чертежам.

1.1.11 Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать Государственным стандартам и техническим условиям, каждая партия материалов, полуфабрикатов, запасных частей, поступающих в депо должны иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте тепловоза, периодически (в установленный срок) проверяется в лаборатории.

1.1.12. Измерительные приборы, инструменты и устройства, применяемые для проверки и испытания тепловоза, дизеля, сборочных единиц, агрегатов, электрических машин, деталей и материалов, необходимо содержать в постоянной исправности и подвергать проверке в установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по установленному Государственным комитетом РФ по стандартам и метрологии перечню должны проходить обязательную государственную поверку.

1.1.13. В процессе ремонта мастера и освобожденные бригадиры соответствующих цехов и участков должны лично принимать от исполнителей работы по ремонту и сборке сборочных единиц, агрегатов и машин. Мастер или бригадир должны участвовать при выполнении наиболее ответственных работ, проверок и испытаний.

1.1.14. Приемщики локомотивов депо обязаны обеспечить в процессе ремонта и сборки агрегатов тепловозов тщательный контроль выполнения важнейших операций, качеством отремонтированных сборочных единиц и своевременную их приемку.

1.1.15. Ремонт сборочных единиц и агрегатов тепловозов производится в строгом соответствии с настоящим Руководством и утверждёнными чертежами. Для отдельных сборочных единиц и агрегатов (объектов ремонта) порядок разборки, сборки и испытания устанавливается технологическими инструкциями, утвержденными Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».

Если отдельные нормативы и правила по ремонту деталей и сборочных единиц не отражены в настоящем Руководстве, начальнику депо или его заместителю совместно с приемщиком локомотивов предоставляется право под их личную ответственность самостоятельно решать эти вопросы, исходя при этом из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы.

1.1.16. Каждый тепловоз должен иметь технический паспорт, состоящий из общей части и вкладышей на основные сборочные единицы и агрегаты и карты измерений основных деталей. При текущих ремонтах в технический паспорт записывается смена основных сборочных единиц и агрегатов, объем основных работ, произведенных на ремонтах, работы по модернизации. В технические паспорта электрических машин заносят сведения о модернизации и ремонте, связанном со снятием электрических машин с тепловоза.

1.1.17. Измерение деталей ответственных сборочных единиц тепловоза с занесением результатов в карту измерений следует производить при выполнении ТР-2 и ТР-3, а на ТР-1 при необходимости. Измерения должен производить специальный работник (техник) депо, сдавший установленным порядком экзамен по метрологии на право производства измерений.

1.1.18. На тепловозы, назначенные для ремонта в другие депо, составляются предварительные описи их состояния, которые доставляются в пункты ремонта не позднее, чем за 15 дней до начала месяца постановки их в ремонт. Предварительная опись (форма ТУТ-23 или подобная ей, при подготовке к ТР) должна содержать всю необходимую информацию о состоянии тепловоза для производства ему ремонта.

При отправлении тепловозов в другое депо одновременно с ним должны отправляться сверенные с действительными номерами машин и агрегатов и заполненные согласно указаниям ОАО «РЖД» технические паспорта, а также карты измерений их основных деталей.

Запрещается отправлять в ремонт тепловозы при отсутствии технических паспортов, незаполненных паспортов согласно требованиям ОАО «РЖД» или несоответствующих действительным номерам.

1.1.19. Тепловоз должен быть снабжен исправным инструментом, противопожарными средствами, инвентарем для возможности следования в пункт ремонта и обратно в депо приписки.

1.1.20. Снятие или замена отдельных частей сборочных единиц, машин и агрегатов или другого оборудования тепловоза, отправляемого на ремонт в другое депо, запрещается. Инструмент и вспомогательный инвентарь (посуда, сигнальные средства), принадлежащие данному тепловозу, пополняют и ремонтируют в депо приписки тепловоза.

1.1.21. Ответственность за качественное выполнение работ, обеспечивающих исправную работу тепловозов в межремонтный период, возлагается на ремонтный персонал, приемщиков и руководителей депо.

В порядке осуществления контроля качества и реализации, установленных объемов работ при технических обслуживаниях и текущих ремонтах тепловозов локомотивными, ремонтными бригадами депо и в целях немедленного принятия мер по устранению обнаруженных недостатков в организации и технологии ремонта начальники депо и их заместители обязаны периодически (по утвержденному графику) производить личный осмотр тепловозов при выпуске их из технического обслуживания и текущего ремонта.

1.1.22. Каждый случай преждевременного выхода из строя тепловоза, дизеля, основных сборочных единиц и электрических машин должен расследоваться в соответствии с Инструкцией о порядке расследования порч локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

1.1.23. Все ремонтные работы должны производиться в строгом соответствии с Правилами техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности и соответствовать требованиям охраны окружающей среды.

1.1.24. О выполнении технических обслуживаний и ремонтов тепловоза и результатах измерений параметров его отдельных узлов и деталей должны быть сделаны записи (отметки) в соответствующих учётных формах (ТУ-28, ТУ-150, ТУ-152, ТУ-16, ТУ-17, ТУ-18 и других)