logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.2.2. Втулки цилиндров

9.2.2.1. Втулки цилиндров измеряются до выемки последних из блока. Измерение следует вести в двух плоскостях (перпендикулярной и параллельной оси коленчатого вала) и в трех поясах по высоте. При этом первый пояс измерения должен располагаться в зоне контакта первых двух колец поршня при положении последнего в верхней мертвой точке (в.м.т), второй пояс – в зоне контакта этих же колец при положении поршня в нижней мертвой точке (н.м.т), а третий – в нижней части втулки (примерно на расстоянии 10-15 мм от торца).

9.2.2.2. Цилиндровые втулки из блока выпрессовываются, предварительно следует отметить их положения в блоке. Втулки, имеющие износ рабочей поверхности более допускаемого размера или коррозию стенок более 50 % толщины, глубокие риски, задиры, подплавление металла на рабочей поверхности и трещины независимо от размера и места расположения, заменяются. Допускается оставлять цилиндровые втулки без замены, если риски и мелкие задиры на рабочей поверхности имеют глубину не более 0,5 мм и общую площадь не более 50 см2. Наработок в верхней части втулок от работы поршневых колец не более 0,15 мм зачищается до плавного перехода. Риски, забоины и мелкие задиры без следов подплавления металла следует зачистить шабером.

9.2.2.3. Цилиндровая втулка, вынутая из блока, должна быть очищена от накипи и нагара и храниться в вертикальном положении. Перед постановкой новой или годной старой цилиндровой втулки в блок должны быть выполнены следующие работы:

а) измерена и определена овальность отверстия блока под втулки (по установочному поясу) и зазор между блоком и втулкой; овальность отверстия более 0,15 мм допускается устранять шабровкой поверхности установочного пояса. Зазор между блоком и цилиндровой втулкой в верхней и нижней частях должен быть в пределах допускаемых размеров;

б) в целях продления срока службы разрешается цилиндровые втулки, имеющие износ не более 0,5 мм при овальности (не менее) 0,2 мм, поворачивать на 90 ° по отношению к оси коленчатого вала дизеля;

в) медную уплотнительную прокладку следует отжечь и для устранения неровностей обжать под прессом. Поверхность прокладки должна быть чистой, без забоин, неровностей, складок и надрывов;

г) поверхности втулки и блока, контактирующие с резиновыми кольцами, необходимо очистить от коррозии и грязи. Разрешается поверхность втулки, контактирующую с резиновыми кольцами, обезжирить и покрыть клеем Ф6 или Ф40.

Резиновые уплотнительные кольца цилиндровых втулок заменяются независимо от состояния. Надетые на втулку кольца необходимо уплотнить в ручьях легкими ударами деревянного молотка и смазать дизельным маслом. Скручивание колец не допускается;

д) овальность установленной в блоке втулки допускается до 0,08 мм сверх овальности, полученной при ее измерении до постановки в блок, и не должна превышать допускаемый размер. Разрешается опиливать верхний направляющий пояс втулки при зажиме ее в блоке для устранения овальности. Герметичность блока после сборки, дизеля проверяется опрессовкой водой в соответствии с требованиями подпункта 9.2.1.1., но в течение 15 мин. Течь воды и "потение" в соединениях не допускаются.