logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.2.3. Вкладыши коренных подшипников

9.2.3.1. Коренные подшипники коленчатого вала разбираются для ревизии и определения ступенчатости рабочих (нижних) вкладышей. Перед разборкой необходимо измерить зазоры "на масло", их разность, зазоры в "усах" и осевой разбег коленчатого вала, провисание и расхождение щек, проверить плотность посадки вкладышей и крышек. Измеряется толщина всех вкладышей, результаты следует записать в карту измерений. Разборка и ревизия рабочих вкладышей коленчатого вала производится через одну опору. После выемки поршней из цилиндра измеряется расхождение щек коленчатого вала по шестому колену;

Плотность посадки вкладышей определяется по относительному расположению линии разъемов вкладышей и корпуса подшипника. Плотность посадки крышки определяется по отсутствию зазора между боковинами крышки и рамой картера и косвенно – по величине усилия, необходимого для снятия крышки.

Зазор "на масло" измеряется шупом по оси вала в вертикальной плоскости между шейкой вала и верхним вкладышем, "провисание" шеек – в той же плоскости между шейкой вала и нижним вкладышем.

За действительный зазор "на масло" принимается полусумма зазоров, измеренных с каждой стороны подшипника.

9.2.3.2. Производится ревизия вкладышей подшипников. Проверяется их натяг и прилегание каждого вкладыша на постели. Заменяются вкладыши, имеющие натяг, выходящей за пределы допускаемых размеров, наклеп на поверхности стыков, трещину в теле, риски шириной более 3 мм, задиры и отслаивание антифрикционного слоя, выкрашивание баббитовой заливки более 10 % рабочей площади, предельный износ, при котором зазор "на масло", ступенчатость и провисание вала выходят за допускаемые нормы.

При подозрении на трещину последнюю необходимо выявить методом цветной дефектоскопии или обмеливанием. Измерение толщины вкладыша производится по одной линии в средней части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов. Минимальный размер принимается за действительную толщину вкладыша.

9.2.3.3. Натяг и деформация бронзовых вкладышей контролируется по плотности посадки и площади прилегания к постели стенда.

Вкладыши, сжатые в постели стенда, перемещающиеся при обстукивании деревянным молотком, необходимо заменить.

Прилегание вкладышей по краске к постели стенда должно быть равномерным и не менее 70 % площади. Нормальный натяг вкладышей допускается восстанавливать наращиванием торцов вкладышей в плоскости разъема омеднением, хромированием или злектроискровым способом.

9.2.3.4. Определятся ступенчатость рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников одного и того же вала, имеющих различные ремонтные градации; определение ступенчатости производить с учетом разницы по толщине вкладышей между градациями 0,25 мм. Например, измерением установлена толщина вкладышей 10,20; 10,48; 10,10, т. е. вкладыши принадлежат к градациям 1р, 2р, 1р. Приводя вкладыши к преимущественной (1р) градации, получаем 10,20; 10,23; 10,10. Следовательно, ступенчатость данных вкладышей 10,23 - 10,10 =0,13 мм.

9.2.3.5. При необходимости замены вкладышей коренных подшипников следует руководствоваться следующими положениями:

а) допускается в условиях депо производить частичную или полную смену вкладышей подшипников коленчатого вала без съемки блока. При необходимости замены более четырех рабочих вкладышей новыми все рабочие вкладыши данного вала следует заменять с соблюдением норм на их ступенчатость;

б) восстановление нормального зазора "на масло" производится, как правило, за счет замены рабочих (нижних) вкладышей, если ступенчатость рабочих вкладышей не превышает нормы, нормальный зазор "на масло" устанавливается за счет замены нерабочих (верхних) вкладышей;

в) во всех случаях замены рабочих вкладышей, когда установлено, что ступенчатость рабочих вкладышей лежит в допускаемых пределах, а разность зазоров "на масло" более установленных норм, проверяется правильность сборки подшипников. После этой проверки устранение разности зазоров производится за счет смены нерабочих (верхних) вкладышей;

г) при полной замене рабочих вкладышей (переукладка) вала, а также при текущих ремонтах ТР-3 толщина рабочих вкладышей должна быть подобрана так, чтобы ступенчатость их не превышала 0,04 мм (с учетом градационных размеров шеек коленчатого вала), а зазоры "на масло" были в пределах допуска и разность их для всех опор была не более 0,10 мм;

д) разность зазоров "на масло" определяется как разница между наибольшим и наименьшим зазорами для всех коренных подшипников данного вала;

е) на вновь устанавливаемых вкладышах следует сохранить клеймо толщины, нанесенное заводом-изготовителем. Новые клейма толщины на вкладышах, бывших в эксплуатации, не ставятся.

9.2.3.6. При замене единичных рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников, когда полная разборка всех коренных подшипников не производится, следует руководствоваться следующими положениями:

а) зазоры "на масло" и их разность должны быть в пределах допуска;

б) зазор между рабочим вкладышам и коренной шейкой коленчатого вала ("провисание") у всех опор допускается не более 0,03 мм;

в) в случае замены вкладышей по таким причинам, когда возможно установить их фактическую толщину, толщина вновь устанавливаемого вкладыша должна равняться фактической толщине заменяемого с учетом провисания;

г) если фактическую толщину заменяемого вкладыша установить не представляется возможным, то толщина нового вкладыша должна равняться средней толщине соседних, а для первого и седьмого подшипников – двух рядом расположенных. При этом ступенчатость указанных трех подшипников допускается не более 0,04 мм;

д) если замена вкладышей производится для устранения браковочных зазоров "на масло", недопустимой разности их или "провисания", необходимо разобрать соседние подшипники для проверки ступенчатости рабочих вкладышей;

е) после замены рабочего вкладыша седьмого или шестого коренного подшипника проверяется расхождение щек шестого колена коленчатого вала дизеля в соответствии с требованиями подпункта 9.2.5.6.;

ж) в случае повторного выхода из строя вкладышей одной и той же опоры следует проверить овальность данной шейки индикаторным прибором (шейкомером). Овальность не должна превышать установленной нормы.

9.2.3.7. Продольный разбег коленчатого вала в опорно-упорном подшипнике более допустимых норм следует устранять постановкой новых вкладышей или нанесением слоя олова на опорные торцы с последующей подгонкой прилегания. Прилегание торцов опорно-упорных вкладышей к соответствующим поверхностям коленчатого вала должно быть не менее 60 %.