logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.2.18. Вспомогательные насосы топливоподкачивающей и водяной систем

9.2.18.1. Ручные крыльчатые вспомогательные насосы топливоподкачивающей и водяной систем снимаются и разбираются для контроля состояния деталей (корпуса, крышки, сальника, крыла, вала, нагнетательного и выпускных клапанов) и их ремонта в соответствии с требованиями, изложенными в разделе II настоящего Руководства.

Корпус, сальниковая крышка и крыло с трещинами и предельным износом заменяются. Допускается заварка небольших трещин с соблюдением требований Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов. Изношенные детали разрешается восстанавливать одним из способов, указанных в пункте 2.3.11. а), б), г). Клапаны насоса притираются, сальниковое уплотнение осматривается и при необходимости заменяется.

После сборки крыльчатый насос испытывается на герметичность, всасывание и подачу. При испытании на герметичность давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) в течение 10 мин течь и "потение" не допускаются. Вакуумметрическая высота всасывания незаполненного жидкостью насоса должна быть не менее 2 м водяного столба (разрежение 0,2 МПа). Подача насоса должна быть не менее 0,375 дм /с при 55 двойных ходах в 1 мин.

9.2.18.2. Водяные насосы охлаждения дизеля и наддувочного воздуха снимаются и разбираются для контроля состояния деталей (корпусов, крыльчаток, шестерен, валов подшипников качения и сальниковых уплотнений). Детали промываются в керосине и продуваются сжатым воздухом. Шарикоподшипники промываются в осветительном керосине с применением волосяных щеток.

Трещины в корпусе и крышках насоса устраняются сваркой. Заварка концентрических трещин в корпусе и крышках насоса длиной более 1/4 окружности запрещается. Детали с такими трещинами заменяются. Нормальный радиальный зазор между крыльчаткой и корпусом насоса восстанавливается наплавкой изношенных мест. После механической обработки крыльчатку вместе с валом и шестерней следует статически отбалансировать. Допускаемый дисбаланс 30 гсм. Уменьшение дисбаланса производится за счет снятия металла с торца приводной шестерни или с торцовой части крыльчатки, обращенной к приводной шестерне.

9.2.18.3. Вал, имеющий выработку в местах посадки шарикоподшипников и уплотнений, восстанавливается хромированием или заменяется. Заварка трещин и наплавка вала насоса запрещаются. Шарикоподшипники, имеющие дефекты, указанные в пункте 2.4.2, заменяются. Зазор в сопряжении подшипников с корпусом восстанавливается нанесением клея Ф6 или Ф40 на наружную обойму. Шестерни заменяются при наличии изломов или трещин в зубьях и теле шестерни, отколов, располагающихся на расстоянии более 6 мм от торца зуба, предельного износа зубьев. Негодные детали сальникового уплотнения типа ГЕТЦ (угольный элемент, резиновое кольцо, пружину) заменяются. По остальным дефектам деталей водяных насосов контроль состояния, отбраковку шестерен, шарикоподшипников, ремонт резьбовых и шпоночных соединений, а также соединений с гарантированным натягом следует производить согласно рекомендациям, приведенным в разделе II настоящего Руководства.

9.2.18.4. В процессе сборки и монтажа водяных насосов, кроме рекомендаций, указанных в разделе II настоящего Руководства, должны быть соблюдены следующие требования:

а) шарикоподшипники до монтажа в корпус насоса необходимо смазать, уплотнительные прокладки заменить новыми;

б) после напрессовки крыльчатки на вал проверяются радиальный и осевой зазоры между крыльчаткой, головкой и крышкой насоса. Гайки, крепящие крыльчатку и шестерню на валу, следует законтрить. Регулировка осевого зазора между головкой корпуса и крыльчаткой производится путем постановки шайбы между бортом вала и крыльчаткой, а между крыльчаткой и крышкой насоса – за счет толщины прокладки, устанавливаемой между головкой и крышкой корпуса. У окончательно собранного насоса вал должен вращаться от небольшого усилия, без заеданий и прихватываний;

в) после сборки насос обкатывается на стенде при температуре воды 60-70 °С и противодавлении 0,05-0,10 МПа (0,5-1 кгс/см2). Просачивание воды по сальнику не допускается;

г) нормальный боковой зазор и линейный контакт между зубьями приводных шестерен устанавливается путем подбора шестерен. Суммарная длина отдельных участков отпечатка прилегания зубьев должна быть не менее 75 % длины зуба. Смещение приводных шестерен по отношению к шестерням привода насосов допускается не более 2 мм.

9.2.18.5. Передняя крышка дизеля снимается. Проверяется состояние ведущей шестерни и ее крепление к фланцу коленчатого вала. Промежуточную шестерню с шарикоподшипниками при необходимости следует спрессовать с фланцевого вала, шарикоподшипники из ступицы промежуточной шестерни выпрессовать. Контроль, отбраковка и ремонт деталей привода насосов (шестерен, шарикоподшипников, резьбовых соединений, соединений с гарантированным натягом) производится согласно рекомендациям, приведенным в разделе II настоящего Руководства. Трещины в корпусе завариваются.