logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.3.2. Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы

9.3.2.1. После очистки и продувки в специальной камере необходимо осмотреть и освидетельствовать электрические и механические части остова (статора) и, кроме того, проверить расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков в остове тяговых электродвигателей. Забоины, выработка и заусенцы на опорных поверхностях носиков зачищаются, изношенные более чем на 1 мм пластины (опорные) заменяются. Допускается проварка ослабших пластин по контуру. При подготовке к приварке накладку следует прижать к носику, проверить прилегание (допускается прохождение щупа не более 0,3 мм на глубину 2 мм). Ослабшие пластины привариваются по контуру сплошным швом. Допускается обварка носика при износе литой его части не более 15 % сечения.

9.3.2.2. Привалочиые поверхности вентиляционных окон и коллекторов люков зачищаются от забоин и заусенцев. Вентиляционные сетки, крышки коллекторов люков при наличии неисправностей ремонтируются или заменяются. Допускается уменьшать сечение вентиляционных сеток до 10 %. Крышки коллекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться. Прокладки, войлочные уплотнения следует надежно закрепить на крышках. Внутренняя поверхность крышек коллекторных люков покрывается изоляционной эмалью или лаком. Запоры проверяются на плотное закрытие крышек и при необходимости исправляются.

9.3.2.3. При ремонте остова разрешается разделать и заварить трещины, идущие от отверстий под болты для крепления подшипниковых щитов к кромке якорной горловины, у коллекторного люка или вентиляционного окна длиной не более 100 мм и не выходящие на ярмо остова, в средней части моторно-осевой горловины длиной не более 100 мм и не выходящие на торцовую стенку остова или на выступ ярма остова. При заварке катушки полюса снимаются. Места заварки зачищаются, а на рабочих поверхностях обрабатываются заподлицо.

9.3.2.4. Проверяется износ моторно-осевой горловины тяговых двигателей. Размер диаметра горловины измеряется по обе стороны на расстоянии 10 мм от линии разъема и принимается как полусумма двух диаметров. Разность между средним размером диаметра горловины и размером диаметра, перпендикулярного к линии разъема (при полностью затянутых болтах), должна быть в пределах норм для обеспечения натяга моторно-осевого подшипника. Шапка моторно-осевого подшипника подлежит замене, если трещин в привалочвой плоскости более 20 % площади сечения, а также, если трещины или раковины в масляных камерах не поддаются исправлению электронаплавкой. Допускается оставлять без исправления до пяти вмятин глубиной до 3 мм и общей площадью до 30 см2 на постелях моторно-осевых вкладышей. Допускается производить наплавку и обработку посадочных поверхностей шапок моторно-осевых подшипников. Трещины в кронштейнах шапок моторно-осевых подшипников разрешается разделать и заварить с постановкой усиливающей планки. После сварки кронштейнов проверяется параллельность отверстий в них постановкой шаблона или нового кожуха зубчатой передачи.

9.3.2.5. Негодные резьбовые и проходные отверстия под болты крепления моторно-осевых подшипников, кожухов зубчатых передач и частей остова в местах их разъема и другие неисправности устраняются в соответствии с требованиями пунктов 2.3.1, 2.3.2.

9.3.2.6. Масляные камеры шапок моторно-осевых подшипников проверяются на плотность керосином. Дефектные места вырубаются и завариваются с последующей проверкой на плотность. При необходимости внутренняя поверхность масляной камеры шапок окрашивается эмалью. Механизм польстера, установленный в масляную камеру, должен обеспечивать равномерное прижатие фитилей к оси и упругое перемещение без заеданий. Выход фитилей из обойм должен быть 15 мм. Крышки масленок шапок моторно-осевых подшипников и их детали ремонтируются, негодные заменяются. Войлочные или другие уплотнения крышек ремонтируются. Крышки масленок должны обеспечивать плотное закрытие заливочных горловин.

9.3.2.7. Главные и добавочные полюсы осматриваются, и проверяется исправность крепления, целостность изоляции и соответствие нормам сопротивления обмоток. Проверяется состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов). Прочность посадки катушек полюсов на сердечниках при затянутых полюсных болтах следует проверить по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на поверхности катушек, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается производить уплотнение посадки полюсных катушек на сердечниках установкой прокладок из пропитанного электрокартона. Проверяется расстояние от оси вращения якоря до сердечников полюсов и наконечников расстановка полюсов по окружности. Указанные размеры должны соответствовать нормам.

9.3.2.8. Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках, ремонтируются с выемкой из остова в соответствии с требованиями подпунктов 9.3.2.16-9.3.2.20. и пункта 9.3.3. Ослабление катушек на сердечниках полюсов не допускается.

9.3.2.9. Затяжка полюсных болтов проверяется ключом и обстукиванием молотком. Полюсные болты с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами и т. д.) заменяются, ослабшие следует отвернуть и проверить. Пружинные шайбы проверяются и негодные заменяются. Проверятся длина болтов, крепящих полюс, по глубине отверстий.

Несоответствие длины болтов у главных полюсов можно определить по выпучиванию пластин внутрь остова, у добавочных - по обжатию пружинной шайбы. Обнаруженные неисправности устраняются.

Болты, крепящие добавочные полюсы тяговых электродвигателей, проверяются ультразвуковым дефектоскопом. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменяются. Разрешается проверка болтов без их снятия. Под головки болтов устанавливаются пружинные стопорные шайбы. Затяжка полюсных болтов (кроме полюсов с катушками, выполненными на изоляции типа "Монолит") производится при подогретых до температуры 70-100 °С катушках. Головки полюсных болтов, где это предусмотрено чертежом, следует залить компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины следует законтрить пластиной по чертежу.

9.3.2.10. Плотность контактных соединений в цепи полюсов проверяется нагревом двойным номинальным током в течение 7-8 мин. О надежности контактов можно судить по разнице нагрева мест соединений ощупыванием после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротивлению.

9.3.2.11. Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, необходимо разъединить, зачистить и облудить, а контактные поверхности проверить на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменяются. Наконечники между собой должны иметь прочное соединение и надежный контакт.

Провода, имеющие обрыв жил более 10 %, заменяются или ремонтируются с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращивание выводных проводов наконечниками на расстояние не менее 220 мм от выводной коробки машины или от клицы.

9.3.12.12. Поврежденную изоляцию проводов и межкатушечных соединений необходимо восстановить. Изоляцию выводных проводов тягового двигателя разрешается восстанавливать, если участок повреждения находится не ближе 220 мм от места вывода из остова. Поврежденная изоляция проводов восстанавливается в соответствии с требованиями подпункта 2.9.3. б).

Выводные провода и межкатушечные соединения необходимо изолировать согласно чертежу. У всех соединений проводов следует не допускать касания оплетки с оголёнными жилами. Ослабшие бандажи соединений заменяются новыми. Наложенная изоляция должна быть плотной и не иметь признаков сползания с провода,

9.3.2.13. Крепление проводов и межкатушечных соединений в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разрешается укреплять провода и межкатушечные соединения крученым шпагатом или устанавливаемыми на остове металлическими скобами с обязательной дополнительной изоляцией, проводов в местах крепления, Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечников и применять для бандажей и крепления проводов в остове киперную и другие виды лент способных вытягиваться.

9.3.2.14. Провода плотно следует укрепить в клицах кронштейна на остове, защитные рукава на выходных проводах должны быть целы, надежно закреплены и уплотнены на конце провода и в клицах кронштейна остова. Резиновые втулки поврежденные, слабо сидящие на проводе и в отверстии остова заменяются.

9.3.2.15. После ремонта остова катушки полюсов покрываются эмалью ГФ-92ХС без снятия их с остова с соблюдением следующих требований:

внутренняя поверхность остова и полюсов очищается техническими салфетками, смоченными в бензине;

катушки и межкатушечные соединения покрываются эмалью ГФ-92ХС с последующей сушкой до прекращения отлипа. Для ускорения сушки покрытие необходимо вести при температуре 70-80 °С. Контактные места щеткодержателей и наконечников при покрытии эмалью из пульверизатора должны быть закрыты. Поверхность покрытия должна быть ровной, гладкой, не иметь отслоений, вздутых мест и натеков.

9.3.2.16. В случае ослабления катушек и повреждения их изоляции главные и добавочные полюсы снимаются, катушки спрессовываются с сердечников. Покровную изоляцию катушек при наличии повреждений и неплотности следует восстановить или заменить. Выводные провода, их наконечники и выводные шины проверяются на исправность. Провода с перетертой, хрупкой или потрескавшейся резиновой изоляцией заменяются. Наконечники с трещинами или обгорелые, а также катушки с трещинами на выводных шинах заменяются. При наличии обрыва более 10 % жил поврежденную часть провода следует удалить, а наконечники перепаять, а при недостаточной длине провод заменить. Местное повреждение резиновой изоляции провода следует исправлять наложением натуральной резины и лакоткани или вулканизацией. Открытые места резиновой изоляции провода необходимо бандажировать пропитанной киперной или прорезиненной лентой.

9.3.2.17. Места впайки проводов в катушках (в случае смены провода или перепайки) вскрываются до обнажения; при этом корпусная изоляция боковых сторон катушки не снимается, края корпусной изоляции срезаются с постепенным уклоном к части катушки со снятой изоляцией на длине не менее 25 мм. После впайки на провода и головки катушек накладывается электроизоляционная замазка и корпусная миканитовая изоляция с постепенным заводом на старую в прямых частях катушки. При наложении изоляции каждый слой ее промазывается изоляционным лаком.

9.3.2.18. Выводные провода прочно следует укрепить в изоляции катушек. Вывод провода из-под изоляции плотно заделывается так, чтобы предотвратить попадание влаги. Восстанавливается маркировка на выводах. Наконечники выводных концов межкатушечных соединений и выводных шин должны быть хорошо облужены и иметь правильную плоскость контакта.

9.3.2.19 Катушки, снятые для ремонта, до постановки в остов покрываются эмалью ГФ-92ХС с последующей сушкой до прекращения отлипа. Поверхность катушки после покрытия эмалью должна быть ровной, гладкой. Вздутие эмали и некоторых мест не допускается. Разрешается пропитка катушек в пропиточном (битумном) лаке 447.

9.3.2.20. Изоляцию катушек следует опрессовать по внутренним поверхностям и высоте; выдержать габаритные размеры катушек. Верхние и нижние поверхности, а также внутренние боковые стороны должны быть ровными и параллельными.