logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.2.9. Сборка шатунно-поршневой группы

9.2.9.1. При сборке деталей шатунно-поршневой группы должны соблюдаться следующие требования:

а) детали должны быть тщательно промыты окунанием в керосине и продуты сжатым воздухом, проверена чистота отверстия в шатуне, маслоотводяшнх отверстий в поршне;

б) проверяется линейная величина камеры сжатия. Такая проверка производится при каждой выемке поршня из цилиндра на плановых ремонтах тепловоза или смене поршня, шатуна, цилиндровой крышки, втулки при неплановом ремонте. Линейная величина камеры сжатия должна быть в пределах допускаемых для каждой конструкции поршня (охлаждаемый, неохлаждаемый) размеров, при этом равномерность этой величины на одном дизеле допускается не более 0,7 мм. Регулировку линейной величины камеры сжатия следует производить подбором прокладок под цилиндровой крышкой по толщине;

в) разность масс шатунов на одном дизеле допускается не более 1 кг, а поршней в сборе с шатунами и кольцами – не более 2 кг. Подгонка по массе производится подбором массы шатунов. Допускается с этой целью снятие металла с тела шатуна или крышки с мест, указанных на чертежах, комплекты одинаковой массы рекомендуется устанавливать в 1, 2 и 3-й цилиндры, а самый тяжелый комплект в 6-й цилиндр. На один дизель должны быть установлены поршни только одного типа (охлаждаемые или неохлаждаемые). При единичной замене поршня масса нового поршня не должна отличаться от массы заменяемого более чем на ±50 г;

г) нормальный зазор между поршнем и втулкой цилиндра устанавливается за счет замены наиболее износившейся детали (поршня или втулки);

д) втулка в головку шатуна монтируется с натягом после нагрева головки шатуна до температуры 80 °С. Оси смазочных отверстий во втулке при этом должны располагаться под углом 45° к оси шатуна;

е) соединение поршня с шатуном производится после равномерного нагрева поршня в горячей воде до температуры 80-100 °С. Трущиеся поверхности втулки головки шатуна и поршневого пальца предварительно покрываются дизельным маслом. После остывания деталей до температуры помещения определяется овальность направляющей части поршня. Определение овальности производится, как указано в подпункте 9.2.7.2.;

ж) линии разъема вкладышей и корпуса шатунного подшипника должны совпадать. Несовпадение допускается до 2 мм. Смещение вкладышей не допускается. Устранять смещение вкладышей следует за счет постановки прокладок между вкладышем и корпусом подшипника запрещается;

з) при сборке гайки шатунных болтов затягиваются крестообразно, равномерным усилием до совпадения меток (рисок) на гайке и теле шатуна. Штифты, предохраняющие вкладыши от проворота, фиксируются в случае их ослабления четырьмя кернами. Контровка гаек шатунных болтов производится так, чтобы плоскость разъема шплинта располагалась горизонтально, один конец шплинта загнуть на болт, а другой – на гайку. Надежная фиксация шплинта определяется отсутствием его качки;

9.2.9.2. Установка колец на поршень производится только приспособлением, ограничивающим развод замка. Замки колец должны быть смещены на 120° друг относительно друга, при этом замки двух верхних колец не должны располагаться со стороны впускных клапанов, кольца должны свободно поворачиваться в ручьях поршня. Между ручьем поршня и кольцом должен быть зазор в пределах допускаемых размеров.

При размещении колец на неохлаждаемом поршне необходимо соблюдать следующие условия:

а) в первую и третью канавки (считая от головки поршня) помещаются компрессионные кольца с правым скосом замка и без фаски на рабочей поверхности;

б) во вторую и четвертую канавки поршня помещаются компрессионные кольца с левым скосом замка с фаской, направленной к головке поршня;

в) в пятую и седьмую канавки поршня устанавливается маслосрезывающее кольцо с правым скосом замка и фаской, направленной к головке поршня;

г) в шестой канавке помещается маслосрезывающее кольцо с левым скосом замка и фаской, направленной к головке поршня.

При размещении колец на охлаждаемом поршне следует соблюдать следующие условия:

а) в первую и вторую канавки (считая от головки поршня) устанавливаются компрессионные кольца с фасками 0,5х45° и радиусами 0,5 мм на кромках рабочей поверхности. Замки колец прямые. При установке колец с наклонными замками первое кольцо ставится с правым скосом, второе с левым скосом замка;

б) в третью и четвертую канавки устанавливаются кольца с конусной рабочей поверхностью (под углом уклона 0,5°) и фаской 1 мм, направленной к головке поршня. Замки колец прямые. При наклонных замках третье кольцо ставится с правым скосом, четвертое с левым скосом замка;

в) в пятую канавку ставится маслосъемное кольцо с эспандером (спиральной пружиной);

г) в шестую канавку ставится маслосъемное кольцо без эспандера.