logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

2.5. Зубчатые передачи

2.5.1. Колеса зубчатых передач тепловоза с предельным износом зубьев, трещиной у основания зуба или изломом хотя бы одного зуба подлежат замене. Устранять износ и трещины зубьев колес наплавкой или сваркой запрещается. Разрешается при текущем ремонте оставлять в работе зубчатые колеса:

а) если вмятины, мелкие раковины в виде сыпи и другие дефекты имеют глубину не более 0,5 мм, а отдельные – до 1 мм и их общая площадь не превышает 25 % рабочей поверхности одного зуба;

б) с отколом части зуба, если отколовшаяся часть, начиная от торца зуба, не превышает 10 % его длины. Острые кромки дефектного зуба округляются.

2.5.2 Износ зубьев цилиндрических зубчатых колес следует определять непосредственным измерением: толщину зуба – штангензубомером, длину общей нормали – зубомерной скобой, износ зубьев конических зубчатых колес – косвенным путем, т. е. по характеру работы передачи.

Работа зубчатой передачи считается нормальной, если зубчатые колеса вращаются свободно и переход от одного зуба к другому, т. е. выход из зацепления одного зуба и начало зацепления следующего зуба, происходит без толчков и рывков. Радиальный зазор зубьев допускается не менее 0,10 мм, а относительное смещение зубьев парных зубчатых колес (ступенчатость у цилиндрических и по "затылкам" у конических) не должно превышать 1,5 мм.

2.5.3. При сборке зубчатых передач должны быть соблюдены следующие условия:

а) боковой и радиальный зазоры между зубьями зубчатых колес должен быть в пределах норм, указанных в технологической документации, а прилегание (контакт) зубьев по их длине (по краске) должно составлять не менее 70 % у цилиндрических зубчатых колес и 30 % у конических зубчатых колес со стороны узких концов зубьев;

б) торцевое биение цилиндрического зубчатого колеса, установленного

на валу, при измерении индикатором по окружности впадин не должно превышать установленных норм;

в) точка касания зубьев зубчатых колес, т. е. точка приложения окружного усилия, должна находиться на начальной окружности обоих зубчатых колес;

г) боковой зазор между зубьями зубчатых колес конической передачи следует регулировать смещением зубчатых колес на валах или зубчатых колес вместе с валами; у зубчатых колес цилиндрической передачи, как правило, – подбором зубчатых колес, а в регулируемых конструкциях – изменением межцентрового расстояния. Измерение бокового зазора между зубами зубчатых колес в зависимости от конструкции передачи производится индикатором, щупом или по свинцовой выжимке не менее чем в четырех точках окружности. Радиальный зазор между зубьями зубчатых колес определяется по свинцовой выжимке.