logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

2.15. Основные рекомендации по организации диагностирования локомотивов

2.15.1. Локомотивные депо, специализирующиеся на ремонте локомотивов, как правило, должны организовывать участки диагностирования оборудования, в целях проверки технического состояния, выяснения причин неисправностей и отказов систем и установления по результатам диагностирования вида, объема, места ремонтно-восстановительных работ.

2.15.2. Техническое диагностирование решает следующие основные задачи:

проверка исправности (работоспособности) локомотивов или их составных частей с определенной достоверностью;

поиск дефектов с установленной глубиной;

сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса составных частей;

выдача рекомендаций по результатам диагностирования о виде, объеме, месте ремонтно-восстановительных работ.

Для каждого диагностируемого локомотива устанавливаются нормативные показатели исправности (работоспособности) в эксплуатации, при техническом обслуживании и текущем ремонте;

При контроле исправности (работоспособности) оборудование или его составные части проверяются на отсутствие каких либо дефектов.

2.15.3. Диагностирование локомотива осуществляет мастер-диагност, назначенный из числа наиболее опытных и квалифицированных работников, подготовленный на специальных курсах. Он должен хорошо знать конструкцию и работу локомотива, устройство диагностического оборудования и правила его использования.

2.15.4. В помощь мастеру-диагносту выделяют слесаря. При диагностировании слесарь под руководством мастера-диагноста выполняет контрольно-диагностические испытания, регулировочные и вспомогательные операции.

2.15.5. Диагностирование подразделяется на плановое и заявленное. Плановое проводится при текущих ремонтах, заявленное – при появлении косвенных признаков неисправностей, которые могут привести к неплановому ремонту.

2.15.6. Плановое диагностирование осуществляется для определения технического состояния, остаточного ресурса узлов и агрегатов, их потребности в регулировании, замене или ремонте. При этом назначаются объемы ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих безотказную работу локомотива до следующего планового ремонта.

Заявленное диагностирование требуется для выявления причин (косвенных признаков) и последующего устранения неисправностей, отказов оборудования.

2.15.7. При наличии компьютерных систем АСУТ, в процессе диагностирования следует использовать компьютерные программы:

планирование технического обслуживания и текущих ремонтов локомотивов;

экспертные системы поиска неисправностей;

определение остаточного ресурса составных частей, узлов и агрегатов локомотива;

определение вида, объема и места ремонтно-восстановительных работ;

оптимизация технических требований на допуски, размеры при производстве текущих ремонтов.

2.15.8. Процесс диагностирования состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

Подготовительный – изучение учётных форм (ТУ-29 и других) с целью анализа повреждаемости и произведённых замен узлов и агрегатов тепловоза; внешний осмотр контрольных точек и устранение помех, препятствующих доступу к ним; подготовка диагностических приборов к работе.

Основной – установление режима работы локомотива, способствующего проведению диагностических операций, измерение параметров технического состояния, оформления результатов диагностирования.

Заключительный – прогнозирование остаточного ресурса составных частей, агрегатов и локомотива в целом, постановка диагноза, назначение вида, объема, а также снятие диагностических средств с локомотива.

2.15.9. При оборудовании локомотива встроенной (бортовой) системой диагностики результаты диагностирования, накопленные в эксплуатации по специальному интерфейсу, передаются в компьютер участка диагностирования.

2.15.10. По окончании диагностирования мастер-диагност уведомляет старшего мастера цеха о завершении работы и информирует о её итогах (предъявляет результаты) для последующего принятия необходимых мер.

2.15.11. Результаты диагностирования должны храниться в электронной базе данных технического состояния локомотивного парка и в форме утвержденного протокола оперативно выдаваться руководству депо.