logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

9.5.2. Комплектовка тяговых электродвигателей с колесными парами

9.5.2.1. При сборке тяговых электродвигателей с колесными парами собранная зубчатая передача должна удовлетворять требованиям подраздела 2.5 и, кроме того, следующим условиям:

а) при сборке работавших ранее зубчатых передач должна сохраняться их спаренность;

б) боковой зазор между зубьями зубчатых колес и шестерен должен быть не менее 0,22 мм, а разница боковых зазоров не должна превышать 0,3 мм. Проверка зацепления производится по нескошенной стороне зуба шестерни;

в) прилегание зубьев колес редуктора следует контролировать на нескошенной стороне зуба шестерни. Прилегание зубьев в этом случае должно быть не менее 40 % длины зуба и не менее 50 % его высоты.

9.5.2.2. Шестерни зубчатой передачи не должны иметь каких-либо трещин, а также незачищенных вмятин или забоин на рабочей поверхности зуба и задиров на притирочной поверхности конусного отверстия. Допускается оставлять в работе малые шестерни, имеющие на поверхности каждого зуба не более одной вмятины глубиной до 2 мм, площадью 150 мм2 , а также коррозионные язвы, если общая площадь их не превышает 15 % поверхности каждого зуба. Шестерни с износом зубьев по толщине более 3 мм, измеренным по делительной окружности, или шириной пояска на вершине зуба менее 1 мм (заострение зуба) заменяются.

9.5.2.3. Зубчатые колеса должны удовлетворять требованиям Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.

9.5.2.4. Конус вала тягового электродвигателя перед посадкой на шестерни должен соответствовать требованиям подпункта 9.3.5.10.

Шестерни необходимо притереть к конусу вала: прилегание должно быть не менее 85 % посадочной поверхности. Расстояние от внутренней кромки в выточке до торца вала при плотной посадке холодной шестерни должно быть 1,5-1,7 мм. Для посадки шестерню нагреть до температуры 175-180 оC. Конус вала и нагретая шестерня перед посадкой тщательно протираются чистыми салфетками. Шестерня должна быть посажена на вал с натягом 1,5-1,7 мм. Гайку с шайбой следует закрепить до остывания шестерни, после чего проверить прочность ее крепления.

9.5.2.5. Моторно-осевые вкладыши необходимо приточить или подобрать и пригнать шабровкой по диаметру расточки горловин остова электродвигателя. Допускается наплавка торцов вкладышей в плоскости разъема для достижения необходимого натяга.

9.5.2.6. Вкладыши при необходимости растачиваются и пришабриваются по шейкам колесной пары. Суммарный зазор между вкладышами и шейкой оси, разность зазоров в подшипниках одного электродвигателя, разбег электродвигателя на оси колесной пары не должны превышать норму.

Разрешается заливка баббитом рабочих поверхностей вкладыша мо-торно-осевых подшипников с последующей расточкой.

9.5.2.7. У собранного тягового электродвигателя с колесной парой проверяются зазоры в зацеплении не менее чем в четырех точках, а также током пониженного напряжения проверяется работа зубчатой передачи и подшипников путем вращения якоря электродвигателя в обоих направлениях. При этом моторно-осевые шапки должны быть закреплены и подшипники смазаны. Колесная пара должна поворачиваться плавно, без рывков и заклиниваний в зубьях шестерен и моторно-осевых подшипниках.

9.5.2.8. Уплотнение моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя ремонтируется, негодный сальник заменяется. После окончательной установки уплотнения на подшипнике в плоскости стыка полуколец щуп 0,2 мм не должен проходить; сальниковые полукольца должны быть плотно прижаты к распорному кольцу и наружной поверхности бортов вкладышей подшипника.