logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ЧМЭ3

2.4. Подшипники качения

2.4.1. Подшипники качения колесных пар, якорей тяговых электродвигателей, а также тяговых генераторов следует осматривать и ремонтировать в соответствии с требованиями указаний и инструкций ОАО «РЖД» (МПС России), а остальные – согласно нижеследующим требованиям. Контроль состояния подшипников качения необходимо производить следующим образом:

а) после демонтажа подшипники промываются. Промывка производится в бензине с добавлением 4-6 % минерального масла или в осветительном керосине в двух ваннах. Запрещается промывка подшипников в дизельном топливе. Промывка во второй ванне производится с применением жесткой волосяной щетки. Вымытые подшипники продуваются сухим сжатым воздухом и осматриваются. Проверяется легкость вращения подшипников, особое внимание следует обращать на характер издаваемого подшипником шума, наличие заедания и степень торможения. В случае ненормального вращения подшипник должен быть вторично промыт и вновь проверен. Легкость вращения контролируемого подшипника должна сравниваться с вращением эталонного подшипника;

б) для осмотра сферических двухрядных ролико- и шарикоподшипников внутренние кольца вместе с сепараторами и шариками следует поворачивать относительно наружных колец. Подшипники разборной конструкции при необходимости подлежат полной разборке и переукомплектовке. Для осмотра подшипников с двумя защитными шайбами последние следует снять.

2.4.2. Подшипники качения подлежат браковке при наличии:

а) следов перегрева (цветов побежалости), заклинивания (защемления) на шариках или роликах и беговых дорожках, появляющихся вследствие перегрева подшипника;

б) трещин, отколов и изломов деталей (колец, шариков, роликов и сепараторов);

в) выкрашивания и шелушения металла, мелких раковин, большого количества черных точек на беговых дорожках колец, шариках или роликах;

г) выбоин и отпечатков ударов на беговых дорожках колец, появляющихся вследствие ударной нагрузки;

д) раковин коррозионного и некоррозионного характера, появляющихся вследствие нарушений условий хранения подшипников, в т.ч. сырость, нарушение консервационного слоя смазки и т. д.;

е) глубоких рисок, забоин на беговых дорожках колец, на шариках или роликах, появившихся вследствие попадания абразивных частиц в подшипники;

ж) надломов, сквозных трещин на сепараторах, обрыва и ослабления заклепок, выработки гнезд сепаратора, ведущего к выпадению роликов;

з) износа торцов наружного или внутреннего кольца на глубину более 0,3 мм;

и) зазора менее 0,2 мм между бортом внутреннего или наружного кольца и сепаратором радиальных шарикоподшипников со штампованным сепаратором, имеющих диаметры отверстия более 20 мм (более мелкие шарикоподшипники бракуются при зазоре менее 0,1 мм);

к) выработки поверхности дорожек качения колец, поверхностей шариков и роликов, ползунов на поверхности роликов;

л) радиального или осевого зазора более норм, указанных соответственно в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Внутренний диаметр

подшипника, мм

Взаимозаменяемые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами

Сферические радиальные роликоподшипники

свыше

до

Максимальный радиальный зазор, мкм

14

25

30

40

50

65

80

100

25

30

40

50

65

80

100

120

75

75

85

85

95

100

135

145

72

85

95

110

120

145

180

195

Таблица 2

Внутренний диаметр

подшипника, мм

Однорядные

подшипники серии

Двухрядные

самоустанавливающиеся подшипники серии

100

200

300

400

1200

1300

1500

1600

свыше

до

Максимальный радиальный зазор, мкм

10

20

30

40

50

65

80

100

120

140

160

10

20

30

40

50

65

80

100

120

140

160

180

200

240

280

300

360

400

520

640

760

800

880

180

250

260

340

360

400

490

600

730

790

910

300

300

300

370

370

450

550

680

850

370

370

450

450

570

710

770

133

145

180

180

230

230

260

260

95

130

140

140

160

160

170

170

55

60

85

110

120

120

130

130

45

50

60

60

70

70

80

80

П р и м е ч а н и е – Нормы, приведенные в таблицах 1, 2, действительны для всех подшипников, не имеющих в условном их обозначении перед номером знака о группе радиального зазора (например, 6Н, 7Н или 8Н).

2.4.3. Подшипники качения при текущих ремонтах разрешается оставлять в работе при наличии:

а) царапин или рисок на посадочных поверхностях наружного или внутреннего колец подшипников, появляющихся вследствие слабой посадки подшипников;

б) забоин, вмятин и следов коррозии на сепараторе, не препятствующих нормальному движению шариков или роликов;

в) темных пятен коррозионного характера на беговых дорожках колец, шариках или роликах, появляющихся вследствие недоброкачественного хранения подшипников и устраняемых зачисткой;

г) матовой поверхности шариков или роликов и беговых дорожек вследствие нормального износа;

д) деформации и небольшого износа гнезд сепаратора сферического роликового подшипника (дефект устраняется обжатием сепаратора);

е) выработки торца наружного или внутреннего кольца шарикоподшипника на глубину до 0,3 мм. При сборке такой подшипник устанавливается обратной стороной.

2.4.4. Следы коррозии посадочных и торцовых поверхностей, незначительные вмятины и риски зачищаются наждачной бумагой № 5 или 6 с дизельным маслом. Задиры и заусенцы на нерабочих поверхностях сепараторов зачищаются напильником. Темные пятна, незначительные вмятины и риски на беговых дорожках колец и рабочих поверхностях роликов зачищаются пастами из окиси алюминия, карбида бора или корундовыми (М-1, М-3, М-5, М-7, М-10, М-14, М-20, М-28 Кусковского завода консистентных смазок ОАО «РЖД»). Применение других абразивных материалов и твердого инструмента (шаберов, напильников) для зачистки поверхностей беговых дорожек, шариков и роликов запрещается. После зачистки подшипники тщательно промываются.

2.4.5. Ремонт и переборку подшипников качения следует выполнять согласно Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

2.4.6. Восстановление нормальной посадки колец подшипника на валах или в подшипниковых гнездах необходимо производить одним из способов указанных в пункте 2.3.11. Хромирование поверхностей внутренних и наружных колец подшипников качения не допускается.

2.4.7. При сборке подшипников качения необходимо соблюдать следующие требования:

а) натяг в соединениях выдерживается согласно требованиям чертежа. При вращающемся вале внутреннее кольцо подшипника должно иметь неподвижную посадку, а наружное кольцо подшипника в гнезде – подвижную, если вращается гнездо (корпус), то наружное кольцо подшипника неподвижно, а внутреннее – подвижно;

б) монтаж подшипников можно выполнять с предварительным нагревом до температуры 60-100 оС подшипника или его колец, с охлаждением вала или при помощи пресса. В последнем случае необходимо применять приспособления (оправки), обеспечивающие перпендикулярность направления усилия запрессовки торцу внутреннего кольца. Если подшипники монтируются на вал и в гнездо, оправка должна упираться одновременно в торцы обоих колец подшипника.

Монтировать подшипник (кольцо) ударами молотка, наносимыми непосредственно по подшипнику, запрещается;

в) подшипник после монтажа на вал должен упираться в его заплечик, при посадке в корпус – в борт гнезда;

г) качество сборки подшипника контролируется по посадочному зазору, т. е. по наличию осевого зазора у вала с шарикоподшипником, радиального зазора между роликами и кольцом у роликовых подшипников. Посадочный зазор в подшипниках должен быть в пределах установленных норм;

д) после сборки (если подшипник смазывается твердой смазкой) подшипниковая камера должна быть заполнена твердой смазкой не более чем на 2/3 объема. Разрешается щели между роликами и шариками заполнять смазкой до монтажа подшипника.