logo
Туревский ч-1

Техническая характеристика установки м130

Производительность, автомобилей в час.................................................................................60—90

Расход воды на мойку одного автомобиля, л........................................................................100—150

Давление воды, МПа...................................................................................................................0,4—0,5

Скорость перемещения автомобиля, м/мин................................................................................10,6

Мощность электродвигателей. кВт..............................................................................................5,5

Удельная энергоемкость, (кВт • авт.)/ч......................................................................................0,09

Габаритные размеры, мм:

длина.................................................................................................................................................6500

высота ...........................................................................................................................................3750

ширина ..........................................................................................................................................3350

Площадь, занимаемая установкой, м2........................................................................................24,4

Масса, кг ........................................................................................................................................3600

Эксплуатация моечных установок должна соответствовать требованиям технической документации. Как показала практика при монтаже и эксплуатации моечных установок чаще всего до­пускаются следующие ошибки:

• при монтаже каркаса на фундаменте не всегда выдержива­ется строго горизонтальное положение направляющих с каретками;

• стойки с направляющими для горизонтальной ротацион­ной щетки иногда монтируются с отклонениями от верти­кали и не параллельны друг другу, что приводит к их за­еданиям и нестабильной работе установки;

• при транспортировке и монтаже на направляющих для катков кареток и горизонтальной щетки появляются за­боины и деформированные участки, которые вызывают за­клинивание катков;

• пневмоцилиндры устанавливаются с перекосом относи­тельно направляющих кареток и не регулируются проклад­ками;

• неправильное регулирование щеток (их прижатие к по­верхности автомобиля с помощью грузов) ухудшает каче­ство мойки или портит лакокрасочное покрытие автомо­биля;

• при неправильном монтаже реле времени изменяется цикл работы установки.

Необходимо строго соблюдать скорость прохождения авто­мобиля через установку (7—10 м/мин) и интервал между автомо­билями (3—4 м).

Щеточная моечная установка с устройством для обдува (суш­ки) автомобиля (рис. 5.9)

В данной установке вертикальные, горизонтальные ротационные щетки и вентиляторы могут двигать­ся вдоль неподвижного автомобиля. Моечная установка предна­значена для мойки легковых автомобилей. Достоинством данной моечной установки ее компактность, она занимает площадь не­много больше, чем площадь, занимаемая автомобилем. Кроме того имеется простое и надежное устройство возвратного пере­мещения рабочих органов для обдува (сушки) автомобиля.

Щеточная моечная установка с устройством для обдува авто­мобиля имеет раму, которая может двигаться по рельсам на опорных роликах. На раме смонтированы рабочие органы -распашные вертикальные и горизонтальные ротационные щетки и вентиляторы. В качестве силового привода для подъема и раз­ведения щеток и вентиляторов используются пневмоцилипдры.

Перемещение рамы по рельсам осуществляется с помощью двухскоростного электродвигателя через редуктор, передающего вращение опорному ролику рамы. В нижней части рамы уста­новлен конечный выключатель, взаимодействующий с упором, установленным на рельсах. На верхней части рамы установлены бесконтактные датчики, взаимодействующие с пластиной верти­кальной щетки. Один из опорных роликов снабжен электромаг­нитной муфтой со звездочкой, соединенной цепной передачей со звездочкой ходового винта, установленного в подшипниках на раме. На винте установлена гайка с упором, перемещающим­ся в направляющих и взаимодействующим с конечным выклю­чателем. Вода в моечную установку поступает по шлангу, укреп­ленному на стойке.

Работает щеточная моечная установка с устройством для сушки автомобиля следующим образом. Автомобиль въезжает в зону мойки и останавливается перед горизонтальной щеткой, находящейся в этот момент в нижнем положении. При включе­нии моечной установки щетка начинает двигаться к автомоби­лю. Вращаясь, горизонтальная щетка накатывается на автомо­биль и поднимается в верхнее крайнее положение. В это время вертикальные щетки расходятся. Горизонтальная щетка, пройдя автомобиль, вновь опускается, а вертикальные щетки сходятся. При этом срабатывает бесконтактный датчик, а электродвига­тель привода перемещения рамы переключается на реверс, и рама, несущая щетки и вентиляторы, движется назад. Одновре­менно включается электромагнитная муфта, в результате чего крутящий момент с опорного ролика через цепную передачу пе­редается ходовому винту и гайка 19, скользя упором в направляющих, движется вперед, обеспечивая возвратно-поступатель­ное перемещение вертикальных щеток и вентиляторов. Рама со щетками и вентиляторами движется обратно до срабатывания конечного выключателя при его взаимодействии с упором 15, установленным на рельсах. На этом мойка автомобиля заканчи­вается. Вертикальные щетки разводятся с помощью пневмоцилиндров, подача воды прекращается, вентиляторы сводятся в ра­бочее положение, и начинается обдув (сушка) автомобиля. Рама со щетками и вентиляторами вновь перемещается вперед, но со скоростью вдвое меньшей, чем при мойке. Опорные ролики 3, а следовательно, и соединенный с одним из них ходовой винт, вращаются в обратную сторону. Гайка 19 при этом возвращает­ся, и, когда ролик сделает столько же оборотов, как и при мой­ке, гайка 19 упором 26 нажмет на конечный выключатель 17. При этом произойдет реверс движения рабочих органов установ­ки, а электромагнитная муфта 22 отключится и вращение винта 24 прекратится. Рабочие органы возвратятся, и цикл обдува (сушки) автомобиля закончится.

Применение механизма возврата рабочих органов на цикле сушки уменьшило время обдува автомобиля не менее чем на 20 %, сократило расход электроэнергии и повысило производи­тельность установки.

Для сушки кузова применяют обдув холодным (реже — по­догретым) воздухом. Холодным воздухом обдувают кузов с помо­щью специальной воздуходувной установки (рис. 5.10). Вентиля­торы нагнетают воздух в воздухораспределительные трубы со щелевыми насадками, расположенными в плоскости поперечно­го сечения и вдоль оси кузова.

Щеточная моечная установка с автоматическим управлением (рис. 5.11) комплексно решает задачу механизации и автоматиза­ции мойки и сушки легковых автомобилей.

Установка имеет конвейер для перемещения автомобилей через установку, вдоль продольной оси которого справа и слева симметрично смонтированы две пары вертикальных ротацион­ных щеток 6 и две пары спаренных распашных щеток 16 для мойки передних, боковых и задних поверхностей автомобиля.

Для обмыва верха автомобиля имеется горизонтальная рота­ционная щетка 8, смонтированная на портале. В начале установ­ки имеется душевая рамка 10 с соплами для предварительного обмыва, а в конце — душевая рамка 5 для окончательного опо­ласкивания автомобиля. Они представляют собой часть каркаса, изготовленного из труб, выполняющих роль трубопроводов для подачи моющей жидкости. В конце моечного поста на П-образной раме смонтированы вентиляторы 3 для сушки автомобиля после мойки. Для мойки колес справа и слева конвейера установ­лено устройство (на рисунке не показано), а для обмыва днища автомобиля установка снабжена устройствами 19 и 20. Моющая жидкость подается двумя насосными станциями, одна подаст хо­лодную воду, а вторая — горячую, которая смешивается с холод­ной водой и используется только для обмыва днища автомобиля. Для поддержания нужной температуры имеется автоматический терморегулятор. Вода подается под давлением 1,6 МПа через гре­бенку и пневмогидравлические клапаны, а для обмыва днища ав­томобиля моющая жидкость подается под давлением до 4 МПа.

Конвейер приводится в движение с помощью приводной станции /, ведущую звездочку которого охватывает тяговая цепь 2, натяжение передается от звездочки 14 натяжной станции. В приводе станции имеется коробка передач, с помощью кото­рой изменяется скорость передвижения автомобиля через моеч­ную установку (от 1,5 до 9 м/мин).

Ротационные щетки имеют пластмассовый щетиноноситель. Вертикальные щетки закреплены на стойках 7. В верхней части стойки, поддерживающие вертикальные и горизонтальные щет­ки, поперечные 18 и продольные 17 трубы жестко соединены между собой. По ним подается моющая жидкость к коллекторам всех щеток. Ротационные щетки имеют возможность поворачи­ваться на угол 90° в сторону продольной оси конвейера для при­жатия к обмываемым поверхностям с помощью противовесов, j Привод щеток осуществляется от электродвигателей мощностью 1 кВт каждый. Частота вращения щеток 120 мин-1. Спаренные распашные щетки 16, предназначенные для обработки передних и задних поверхностей автомобиля, стягиваются между собой канатом с помощью груза массой 12 кг. В исходное положение они возвращаются под действием груза массой 15 кг, подвешен­ного на канате, прикрепленном к рамкам щеток.

Моечная установка полностью автоматизирована и может быть переключена на дистанционное управление с пульта, раз­мещенного в кабине оператора.

Для управления работой установки имеется светофор 13, ус­тановленный перед въездом на моечный пост, а перед въездом на моечную установку — прожектор 21 и фотоэлемент 12 для включения установки, а также прожектор 15 и фотоэлемент 4 для включения обдува автомобиля после обмыва.

Для обмыва днища автомобиля используется устройство (рис. 5.12) в виде коллектора с качающимися соплами.

Коллектор подключен к трубопроводу насосной станции 7 через гибкий шланг 1. Для сообщения устройству колебательно­го движения имеется вибратор 6 с электроприводом 5, связанный через тягу 4 с коллектором 3.

Устройство с качающимися соплами обеспечивает качественный обмыв днища автомобиля, особенно с использованием горячей воды, что важно в холодное время года, когда на днище автомобиля образуется лед. Температура горячей воды регулируется автоматически терморегулятором.

Система автоматического управления установки (рис. 5.13) включает в себя щит / и пульт 2, блок управления 3 и блок пита­ния 4. На щите смонтированы магнитные пускатели 7для каждо­го электродвигателя, предохранитель, рубильник, электропнев­матические вентили 5 на каждый пневмогидравлический клапан системы питания установки. Управление магнитными пускателя­ми и электропневматическими клапанами осуществляется с по­мощью переключателей, которые находятся на блоке управле­ния. Включается установка нажатием кнопки «Пуск», смонтиро1 мной на пульте управления. Блок питания имеет три трансформатора и два выпрямителя: первый трансформатор — понижающий предназначен для прожекторов фотореле, второй трансформатор с выпрямителем напряжением на выходе 24 В — дли питания реле и электропневматических вентилей, третий трансформатор с выпрямителем напряжением на выходе 150 В — для питания реле и электропневматических вентилей.

Реле времени позволяет регулировать задержку по времени от 1 до 2 мин, что обеспечивает своевременное отключение агре­гатов при любой скорости конвейера и экономит моющую жид­кость и электроэнергию. Временной интервал между автомоби­лями регулируется двумя светофорами, установленными перед въездом на пост мойки и перед въездом на конвейер. Они управ­ляются с помощью фотореле.

Как правило, за работой моечной установки наблюдает один оператор который выбирает нужную программу на пульте управления и включает конвейер.

5.3. Методы очистки сточных вод

Автомобильный транспорт работает в различных условиях: в городе, в сельской местности, по грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием, при различных погодных условиях.

От состояния дорог зависит степень загрязнения автомобиля. Даже в сухую погоду детали, узлы, агрегаты автомобиля покры­ваются слоем пыли и грязи. В сырую погоду снизу на наружные поверхности кузова и детали шасси прилипает грунтовая грязь. Грузовой транспорт, перевозящий грунт, руды, различные строительные материалы (цемент, раствор, бетон), загрязняется транспортируемым грузом.

Частицы грязи, смешиваясь с отработавшими газами, топли­вом и другими эксплуатационными материалами образовывают пленку, которая покрывает транспортное средство.

Чтобы удалить грязь с автомобиля, его моют водой и мою­щими средствами.

В результате этого в сточных водах концентрация взвешен­ных частиц достигает 3000 мг/л и более, а нефтепродуктов — до 900 мг/л. Сброс таких сточных вод без очистки в водоемы и го­родские очистные сооружения запрещен Правилами охраны по­верхностных вод от загрязнений сточными водами.

За последнее время широкое распространение получили сис­темы оборотного водоснабжения в комплексе с очистными со­оружениями. Чистая вода в систему поступает только для восполнения потерь, которые связаны с испарением и удалением шлаков.

Смывание грязи с полированных поверхностей автомобилей струей холодной воды даже под большим давлением недостаточ­но эффективно. Остаются мелкие частицы, удерживаемые тонкой водяной пленкой и при ее высыхании остающиеся на по­верхности кузова в виде матового налета, который можно уда­чи и. лишь механическим воздействием.

При омывании поверхностей автомобиля струей воды обра­тится тончайший в несколько десятков микрометров погранич­ный слой воды, где скорость движения частиц настолько мала, •по не происходит моющего действия, и расходуется большое количество воды. Так, при мойке одного автомобиля струей воды, подаваемой под давлением 1,5 МПа, расходуется 200—250 л воды, а для автобуса — 300—400 л.

Для уменьшения расхода воды и улучшения качества мойки автомобилей применяют различные моющие средства, с высоким содержанием поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Моющее средство должно растворять органические вещества, т. е. обезжиривать поверхности. Такими средствами являются водные растворы синтетических поверхностно-активных ве­ществ (СПАВ).