logo
Туревский ч-1

2.2. Виды технического обслуживания автомобилей

Техническое обслуживание является профилактическим ме­роприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

ЕО включает в себя следующие операции:

• уборку и мойку автомобиля;

• контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевое управле­ние, тормозная система, приборы освещения и сигнализа­ции);

• заправку топливом;

• контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двига­теле, тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропривода сцепления.

Уборочно-моечные работыуборка кузова (кабины) и плат­формы, мойка и сушка автомобиля (прицепа, полуприцепа), са­нитарная обработка специального подвижного состава, чистка зеркал заднего обзора, фар, подфарников, указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигнала, переднего и боковых стекол ка­бины и номерных знаков.

Контрольно-смотровые работы осмотр транспортного сред­ства с целью выявления наружных повреждений, а также про­верка работоспособности важнейших агрегатов, механизмов и систем автомобиля.

При внешнем осмотре проверяется состояние дверей каби­ны, платформы, стекол, зеркал заднего обзора, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов две­рей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора, рамы, рессор, колес.

Кроме того, проверяются опорно-сцепные или буксирные устройства, опорные катки полуприцепа, надежность сцепки, правильность и целостность пломбирования спидометра и таксометра, состояние приборов освещения и световой сигна­лизации, звукового сигнала, стеклоочистителей, смывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (при низких температурах окружающей среды), системы вен­тиляции.

Проверяются состояние и герметичность гидроусилителя ру­левого управления, ход рулевого колеса, состояние ограничите­лей максимальных углов поворота управляемых колес, привода тормозных механизмов и механизма выключения сцепления, систем питания и охлаждения смазочной системы двигателя, гидровлической системы механизма подъема платформы автомо­биля-самосвала, натяжение приводных ремней.

Работу спидометра, таксометра и других контрольно-измери­тельных приборов необходимо проверять на ходу автомобиля.

При останове двигателя на слух проверяют работу фильтра центробежной очистки масла.

Осмотр автобуса заключается в проверке состояния пола, подножек, поручней, сидений, стекол окон и дверей салона автобуса, работы механизма открывания крышек потолочных вентиляционных люков, герметичности пневматической под­вески, механизмов открывания дверей. У автобусов с гидроме­ханической коробкой передач проверяют частоту вращения ко­ленчатого вала двигателя на холостом ходу (необходимо, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на ровном месте при включенной передаче и отпущенной педали акселе­ратора).

Следует также удостовериться в работоспособности сигнали­зации из салона автобуса водителю, приборов освещения в сало­не и подножек, габаритных фонарей, системы вентиляции, ото­пления салона (при низких температурах окружающей среды), гром кого верительного устройства, в наличии маршрутных указа­телей; проверить состояние основания кузова, пневматических баллонов, подвески, компостеров.

У автобуса с двигателем, работающим на сжиженном или сжатом газе, необходимо перед выездом на линию проверить со­стояние и крепление газовых баллонов, редуктора, вентилей, смесителя (карбюратора-смесителя), электромагнитного клапа­на, герметичность соединений газовой системы (на слух) при от­крытых расходных и магистральных вентилях, пуск и работу двигателя на холостом ходу и при различных частотах вращения коленчатого вала.

После возвращения автомобиля с линии следует очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи и при необходимости вымыть, закрыть расходные вентили баллонов и выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, слить отстой из газового редуктора низкого давления.

Смазочные и заправочные работы. Ежедневно необходимо проверять уровень масла в картерах двигателя и гидромеханиче­ской коробки передач, в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя, уро­вень жидкости в гидроприводах тормозных механизмов и меха­низма выключения сцепления.

При постановке автомобиля на стоянку следует заправить автомобиль топливом, заправить водой бачки омывателей ветро­вого стекла и фар, слить конденсат из водоотделителя воздуш­ных баллонов пневмопривода тормозных механизмов, отстой из топливных фильтров и топливного бака (у дизельных автомоби­лей зимой). При безгаражном хранении автомобилей и в неотапливае­мом помещении зимой вода из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя сливается, а перед пуском двигателя системы заполняется горячей водой.