logo
Туревский ч-1

17.7. Текущий ремонт электрооборудования, системы зажигания и пуска автомобилей

При выполнении ТР автомобиля неисправные приборы электрооборудования снимают, очищают снаружи и диагности­руют на специальных стендах, где проверяют их работоспособ­ность и выявляют причину неисправности. Подлежащие ремон­ту агрегаты разбирают на узлы и детали, промывают в моющем растворе, заменяют или ремонтируют. После сборки агрегат проверяют на контрольном стенде. При этом выполняют сле­дующие работы: устраняют замыкания, возникающие в результа­те повреждения изоляции катушек обмоток возбуждения и яко­ря, проверяют и перематывают обмотки, при задирах заменяют полюсные сердечники, протачивают коллектор.

Оборудование для ремонта электрооборудования:

• контрольно-испытательные стенды для проверки генера­торов и стартеров;

• приборы системы зажигания;

• контрольно-измерительные приборы автомобилей;

• станки для проточки и фрезерования;

• сверлильные станки;

• ванны для мойки деталей;

• слесарные верстаки;

• вспомогательными приспособлениями (прессы, точило и пр.).

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей заклю­чается в их подзарядке и ремонте. Аккумуляторные батареи об­мывают снаружи раствором кальцинированной соды и ополас­кивают холодной водой, протирают. Далее проверяют состояние аккумуляторов батареи и при необходимости разряжают, слива­ют электролит, разбирают, промывают, меняют если это необхо­димо, пластины, сепараторы, перемычки, штыри и банки. Банки с механическими повреждениями заменяют или ремонтируют. Ремонт пластин в аккумуляторных цехах АТП, как правило, не производят.

Оборудование для технического обслуживания аккумулятор­ных батарей:

• верстак с вытяжкой и ванночкой для слива электролита

для разборки АБ;

• тиски для вынимания из бака блоков пластин;

• фаянсовая или эмалированная ванна, для промывания де талей;

• стеллажи, верстаки;

• стенд для испытания и разрядки аккумуляторных батарей;

• верстак с вытяжкой и оборудованием для плавления свинца и мастики;

• кислотоупорная ванна для разведения электролита;

• подставка под бутыль с кислотой;

• выпрямительная установка для зарядки АБ; Генератор рекомендуется разбирать в следующем порядке:

• снять щеткодержатель, отвернув два винта крепления;

• вывернуть стяжные шпильки, снять крышку генератора со стороны контактных колец вместе со статором, используя съемник;

• отсоединить фазные обмотки статора от выводов выпря­мительного блока, снять статор, блок и кожух;

• отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, используя съемник;

• снять вентилятор и втулку; снять крышку со стороны при­вода, применяя съемник;

• отвернуть четыре винта и вы прессовать шариковый под­шипник из гнезда крышки со стороны привода;

• промыть и обдуть сжатым воздухом. Щеткодержатель бракуют при наличии сколов в гнездах под

щетки и посадочных местах под выводы, трещинах или обломах корпуса. Пружины заменяют, если усилие сжатия до высоты 17,5 мм менее 1,8 Н. При наличии трещин, обломов щеток или их изнашивании до высоты менее 7 мм щетки заменяют и при­тирают к контактным кольцам стеклянной шкуркой зернисто­стью 80. Оборванные провода (канатики) щеток от выводов при­паивают.

Неисправное интегральное устройство Я120М и резистор за­меняют.

Шкив бракуют при наличии трещин, проходящих через от­верстие, сколе кромок шкива размером более 2 мм, изнашивании отверстия до диаметра более 17,02 мм, и изнашивании канавки шкива под ремень, если размер, измеренный по контрольным роликам диаметром 14 мм, вложенным в канавку, менее 83,5 мм.

Статор не должен иметь:

• межвиткового замыкания обмотки (проверяется прибором для определения межвитковых замыканий Э-202);

• повреждения изоляции обмотки, межкатушечных соедине­ний, не приводящих к замыканию (изоляция не должна иметь следов перегрева);

• обрыва цепи фазы (сопротивление фазы, измеренное ом­метром при температуре 20 °С, должно быть 0,34—0,36 Ом);

• замыкания обмотки статора на «массу» (проверяется кон­трольной лампой под напряжением 220—550 В или оммет­ром — производят подключение одного вывода омметра или контрольной лампы к сердечнику статора, а другой — к одному из выводов обмотки);

• отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания;

• обрыв фазного вывода (проверяется омметром, устраняет­ся отматыванием одного-двух витков обмотки и установ­кой трубки и наконечника);

• обрыв нулевого вывода (проверяется омметром, устраняет­ся заменой вывода);

• обрыв наконечника (устраняется заменой наконечника). Техническое состояние ротора должно соответствовать сле­дующим требованиям:

• не должно быть межвиткового замыкания обмотки (прове­ряется прибором для определения межвитковых замыка­ний, сопротивление обмотки при температуре 20 °С долж­но быть 3,7 ± 0,2 Ом);

• не должно быть замыкания обмотки па «массу» (проверя­ется омметром или прибором Э-202 путем измерения со­противления между кольцом и «массой», отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания);

• концы обмотки возбуждения должны быть припиши к контактным кольцам и не должно быть внутреннего обрыва (проверяется омметром, присоединенным к контактным кольцам, при отсутствии обрыва омметр должен показывать сопротивление 3,7 ± 0,2 Ом);

• диаметр шейки вала под подшипник со стороны контактных колец должен быть не менее 14,94 мм, со стороны привода — не менее 16,9 мм;

• шпоночный паз должен быть не менее 4,02 мм (дефект устраняется фрезерованием паза шириной 4,02 мм (фрезеруется новый паз шириной 4-0,100-0,055 мм в другом месте))

• биение наружного диаметра вала, измеренное индикатором, относительно шеек вала, установленных в призмы • должно превышать 0,1 мм (устраняется правкой);

• резьбы не должны иметь более трех изношенных витков.

Крышку со стороны контактных колец в сборе браку к ч

обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках вентиляционными окнами, изнашивании овального отверстия в кронштейне крепления до диаметра более 10,54 мм и отпер под подшипник до диаметра более 35,02 мм.

Крышку со стороны привода в сборе бракуют при обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках между вентиляционными окнами и на боковой стороне крышки. Изнашивание отверстия под подшипник до диаметра более 47,035 мм \ роняется растачиванием до диаметра 50,0—50,04 мм, установкой ремонтной втулки и растачиванием внутреннего отверстия втулки до диаметра 47 мм.

Погнутые лопасти вентилятора выправляют.

Выпрямительный блок бракуют при изломе плюсовом .....

минусовой шины и выходе из строя диодов выпрямите и........

блока.

При сборке генератора на регулировочный болт «зима лето» надевают пружины и завертывают его.

Резистор устанавливают на штатное место, затем винт с пружинной и плоские шайбы и, затягивают гайку.

В корпус щеткодержателя устанавливают интегральное устройство Я120М, соединительные выводы, щеткодержатель в сборе со щетками и соединяют их винтами с пружинными и плоскими шайбами.

Собранный генератор испытывают на стенде, измеряя частоту вращения ротора, напряжение и токовую нагрузку.

Перед проверкой генераторной установки с нее снимают интегральный регулятор напряжения и заменяют его пластиной из комплекта принадлежностей стенда.

Разборка стартера

Стартер разбирают в следующем порядке:

• отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводного болта реле стартера;

• отвернуть три винта и снять кожух;

• отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле;

• вынуть щетки из щеткодержателя;

• отвернуть стяжные шпильки стартера;

• снять крышку со стороны коллектора, предварительно от­соединив изолированные щетки от щеткодержателей;

• снять корпус стартера;

• отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и

вынуть рычаг;

• вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны

привода;

• снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замко­вое кольцо, снять якорь с вала;

• для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку вы­водного болта обмоток реле и гайку контактного болта;

• отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вы­нуть плунжер вместе с контактным диском.

Детали стартера промывают, обдувают сжатым воздухом и дефектуют. Втулки, выпрессовывают с помощью оправок, за­прессовывают новые втулки и растачивают их до указанных ниже размеров.

Размер после растачивания, мм

промежуточного подшипника.....................................19,000—19,045

крышки со стороны привода.......................................19,000—19,045

крышки со стороны коллектора ...............................16,000—16,035

Корпус стартера в сборе не должен иметь отпаянных или обломанных контактов соединительных шин, изношенных поверхностей полюсов, повреждения изоляции обмоток полюсных ка­тушек, облома наконечника контактного вывода.

Отпаянные соединительные шины припаивают. Поврежде­ние изоляции обмоток полюсных катушек устраняют с помощью киперной ленты.

Поврежденные изоляционные шайбы или прокладки кон­тактного вывода заменяют. Заусенцы на посадочных местах кры­шек зачищают. Обломанный наконечник контактного вывода заменяют.

Крышка со стороны коллектора не должна иметь трещин. При изнашивании бронзографитовой втулки ее диаметр не дол­жен быть меньше 16,06 мм. Фильц не должен быть засален. Вы­сота щеток не должна быть ниже 13 мм, паз щеткодержателя — 12,25 мм.

Щетки, имеющие значительные сколы, заменяют новыми, предварительно притерев их к коллектору. Щетки должны сво­бодно, без заедания, перемещаться в щеткодержателе. Направ­ление усилия пружины должно совпадать с осью щеткодержате­ля и должно составлять 14,7—20,0 Н. Винты крепления нако­нечников щеточных канатиков к щеткодержателям должны быть затянуты.

Крышка со стороны привода не должна иметь обломов кронштейна бобышки, ушка крепления стартера, посадочного буртика. Бронзографитовая втулка должна быть диаметром более 19,1 мм.

Привод стартера не должен иметь трещин, обломов и изно­шенных зубьев зубчатых колес привода. Наружный диаметр пальцев рычага должен быть не менее 11,8 мм. Деформация заходной части зубьев устраняется зачисткой торцов и шлифова­нием заходов.

В реле стартера не должно быть сильно изношенного сильфона, оплавленной крышки реле. Высота контактного болта должна составлять не менее 3,5 мм, а контактный диск должен иметь толщину не менее 3,5 мм.

При необходимости контактные болты зачищают напильни­ком, не нарушая плоскостности контактных поверхностей. До­пустимое несовпадение плоскостей контактных поверхностей 0,2 мм. При значительном подгорании рабочих поверхностей контактные болты необходимо снять и проточить на станке, не допуская уменьшения высоты головок болтов до величины ме­нее 1,8 мм. При сборке подбором регулировочных шайб должно быть обеспечено одинаковое расстояние (3,5—5 мм) от контакт­ных поверхностей до посадочной плоскости.

Контактный диск при незначительном подгорании следует перевернуть, сняв стопорную и изоляционную шайбы. При зна­чительном изнашивании диска и контактных болтов их заменя­ют. При сборке необходимо убедиться в свободной посадке кон­тактного диска на штоке сердечника реле.

Держатель подшипника в сборе не должен иметь изношен­ные манжеты и бронзографитовые втулки (диаметр не менее 25,15 мм).

Рычаг привода бракуют при изнашивании отверстия под ось до диаметра более 12,2 мм, если наружный диаметр пальцев ме­нее 11,8 мм, а ушек — менее 13,6 мм.

Диаметр оси рычага должен быть не менее 11,7 мм. Якорь в сборе не должен иметь большой (не более 0,25 мм) изгиб вала коллектора. Диаметр должен составлять не менее 53,0 мм. Не должно быть скручивания шлицев или излома вала, замыкания пластин коллектора между собой, вмятин на поверх­ности коллектора, замыкания витков обмотки на корпус или ме­жду собой, выступания витков обмотки из пакета гильз.

Якорь бракуют при изнашивании якоря по наружному диа­метру до размера менее 82,3 мм и изнашивании шеек вала якоря под подшипник: со стороны коллектора — до диаметра менее 15,85 мм; со стороны привода — до диаметра менее 18,90 мм.

Коллектор якоря стартера перед ремонтом очищают от гря­зи, масла и пыли, протирают ветошью, обдувают сжатым возду­хом и просушивают в сушильном шкафу при температуре 90—100 °С в течение 45—90 мин. При обнаружении разноса яко­ря (выступания обмотки из пазов или увеличения диаметра ло­бовых частей) якорь заменяют.

Рабочая поверхность коллектора не должна иметь следов подгорания, забоин, рисок. Коллектор должен быть надежно за­креплен на валу якоря. Места подгорания коллектора зачищают шлифовальной шкуркой, охватывая всю поверхность коллектора и поворачивая вал якоря. Коллектор, имеющий мелкие риски, царапины, забоины или неравномерное изнашивание, шлифуют на станке для проточки коллекторов Р-105 с помощью специаль­ного приспособления или деревянных прижимов с наклеенной шлифовальной шкуркой. Коллектор бракуют при изнашивании поверхности до диаметра менее 53,0 мм.

Индикатором проверяют биение поверхности якоря и кои лектора относительно крайних шеек вала. Биение якоря \1 должно превышать 0,25 мм, коллектора — 0,05 мм. Биение, им

званное изгибом вала, устраняют правкой на прессе, бис.....

коллектора — проточкой. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 53 мм. После проточки коллектор обязательно шлифуют.

Межвитковые замыкания, обрывы и замыкания на «массу устанавливают с помощью прибора Э-202. Для обнаружения секции с замкнутыми витками на пазы якоря поочередно накладывают тонкую стальную пластинку, которая должна сильно вибрировать (дребезжать) над секцией с замкнутыми витками

Замыкание обмотки на «массу» обнаруживают с помощью контрольной лампы прибора Э-202, прикасаясь одним щупай! контрольной лампы сердечника или вала якоря, а другим - пластин коллектора. Загорание контрольной лампы указывает на нарушение изоляции и замыкание обмотки на «массу». Место замыкания определяют с помощью миллиамперметра: один щуп прибора присоединяют к «массе» якоря, а другим поочередно касаются пластин коллектора и наблюдают за отклонением стрелки миллиамперметра. По мере приближения к витку, замкнутом) HI «массу», показания миллиамперметра уменьшаются, в месте замыкания сила тока равна нулю, если замыкание в коллекторе

Отрыв секции определяют с помощью миллиамперметр. Щупы для проверки присоединяют к соседним пластинам коллектора. С помощью реостата устанавливают определенное, но казание прибора и поворотом якоря находят наибольшее показание миллиамперметра (например, десять делений). Поворачивая якорь на одну пластину коллектора, проверяют весь коллектор Обрыв, и отключение секций соответствует нулевому показании! миллиамперметра. Нарушение соединений концов секции обмотки с коллекторными пластинами устраняют пайкой, не допуская попадания припоя между коллекторными пластинами

Обмотку возбуждения проверяют на пробой омметром, который должен показать сопротивление не менее 10 кОм. Дефектные обмотки катушек, возбуждения необходимо заменить.

Для этого отсоединяют вывод катушки от контактною про вода, устанавливают корпус стартера в зажимах (рис. 17.19) и 01 верткой 4 ослабляют затяжку винтов 3 крепления полюсных наконечников 2, вывертывают винты 3 и снимают полюсные наконечники.

Из корпуса / стартера извлекают неисправные катушки воз­буждения и устанавливают на их место исправные. Поместив полюсные наконечники 2 в соответствующие катушки возбуж­дения, устанавливают их в корпус стартера так, чтобы отверстия и корпусе под винты 3 совпали с резьбовыми отверстиями полюсных наконечников. Во избежание самоотвертывания полюс­ных винтов конусную поверхность под винты следует промазать шпатлевкой. Ввернув винты в полюсные наконечники (момент книжки 22—32 Н • м). Наружную поверхность полюсных винтов окрашивают эмалью. Допускается конусную поверхность под поносные винты не покрывать шпатлевкой, а покрыть их снаружи после окончательной затяжки эпоксидной грунт-шпатлевкой. Вывод катушек возбуждения соединяют перемычкой с кон-1ЛКШЫМ выводом реле. Сборку стартера надо проводить в обратной последовательности. Собранный стартер испытывают на стенде Э-240.

17.8. Техника безопасности

Учитывая требования техники безопасности и охраны труда, рабочее помещение, где ремонтируют аккумуляторные батареи, разделяется на отделение приема и хранения аккумуляторных "•парей, отделение ремонта, место, где хранятся кислоты и приготовляется электролит, отделение для зарядки аккумулятор!ilh батарей.

При работе с аккумуляторными батареями должны соблюдаться следующие правила охраны труда. В цехе должны быть десятипроцентный раствор соды для нейтрализации кислоты в случае попадания се на тело человека, резиновый фартук и перчатки для использования их при приготовлении электролита. В цехе нельзя пользоваться открытым огнем и допускать искрение при присоединении токонесущих проводов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите признаки повышенной разряженности и других неиспрявнв стей аккумуляторной батареи.

2. Перечислите возможные неисправности аккумуляторной батар< hi причины.

3. Почему в каждой климатической зоне следует использовать < фон определенную плотность электролита?

4. Назовите причины «кипения» электролита в аккумуляторной б«п.1| при движении автомобиля.

5. Как удалить налет от выделяющегося из АБ электролита?

6. Расскажите о технологии зарядки АБ. Как оборудуются зарядки' деления в АТП?

7. Назовите основные причины неисправной работы генератора.

8. Как определяется неисправный генератор на линии?

9. Перечислите основные операции, выполняемые по стартеру при ТО-1, ТО-2 и ТР в цехе.

10. Какие работы по системе зажигания проводятся при ТО-1 при дмлт стике?

11. Расскажите о техническом обслуживании и проверке свечей \лт\ гания.