logo
Туревский ч-1

19.9. Текущий ремонт шин

Шины, имеющие незначительные повреждения или проколы камер, ремонтируют в условиях АТП. Для этого используют электровулканизаторы и заплаты из сырой резины. Шины с из­ношенным протектором, но годным каркасом, сдают для восста­новления протектора на шиноремонтное предприятие.

Шину моют и сушат, срезают обрабатываемую поверхность протектора. При холодном восстановлении шины к этой опера­ции предъявляются повышенные требования. Основной опера­цией является вулканизация — процесс получения резины при нагревании каучука с серой при температуре 140 °С.

В настоящее время имеются материалы, вулканизация кото­рых проходит при более низких температурах: 80 °С — при на­варке нового протектора и 20 °С — при ремонте камер и повреж­дении шины.

Поврежденную часть резины и каркаса шины вырезают в виде конуса под углом 45° к оси конуса. В зависимости от харак­тера повреждения применяются три типа вырезки: внутренний, наружный и встречный конусы (рис. 19.16). Вырезку внутренним конусом производят при повреждении внутренней части

каркаса.

Вырезку наружным конусом делают при наружных повреж­дениях протектора или боковин шины. При сквозном поврежде­нии используют вырезку встречным конусом. Вырезку выполня­ют ножами, смоченными водой для уменьшения сил трения.

Для обеспечения прочности соединения материалов с шиной путем увеличения поверхности сцепления ремонтируемый уча­сток подвергают шерохованию. Для наружного шерохования шины применяют стационарные или подвесные шероховальные станки, а для внутренней — передвижные или подвесные станки с гибким валом. Для шерохования поверхности небольших про­боев применяют, цилиндрические фигурные или конические шарошки (рис. 19.17).

После вырезки шины сушат в сушильной камере при темпе­ратуре 50—60 "С.

На зашерохованные поверхности наносят клей с помощью кисти или методом пульверизации. Применение последнего по­зволяет в несколько раз повысить производительность труда, снизить расход клея и получить тонкий равномерный слой, при котором достигается наиболее прочное склеивание.

При нанесении клея кистью поверхность промазывается два раза: сначала составом клеевой резины и бензина в соотноше­нии 1 : 8, а затем — составом с соотношением компонент 1 : 5.

Повреждения заделывают методом наложения или методом вставок.

Метод наложения заключается в заполнении вырезанного участка последовательно накладываемыми слоями сырой про­слоенной резины толщиной 2 мм, а в области покровных резин, т. е. протектора и боковины, слоями протекторной резины. Предварительно поверхность вырезки обкладывают более тон­кой прослоечной резиной (0,7—0,9 мм). С внутренней стороны шины в зависимости от числа поврежденных слоев каркаса на­кладывают пластырь или манжету.

Пластырь состоит из нескольких слоев обрезиненного корда, сложенных крестообразно под прямым углом друг к другу. Слои корда в пластыре располагаются так, чтобы каждая последующая полоса перекрывала предыдущую по длине на 20—25 мм и по ширине на 10—15 мм.

Манжету изготовляют из нескольких слоев каркаса снятых с эксплуатации шин, и придают ей ромбовидную с закругленными краями или овальную форму. С выпуклой стороны на краях манжеты делают фаску шириной 30—40 мм. Манжеты наклады­вают так, чтобы их центры совпадали с центром повреждения, а направление нитей их наружного слоя совпадало с направлени­ем нитей наружного слоя каркаса шины. Выпуклая часть манже­ты, так же, как и пластыря, должна быть обложена тонкой про­слоечной резиной.

Метод вставок применяют при вырезке в рамку. В этом слу­чае каркас вырезают изнутри шины путем ступенчатого удале­ния поврежденных слоев корда (см. рис. 19.16, г). Вместо уда­ленных слоев в обратной последовательности заполняют вырез­ку кусками невулканизированного корда, соблюдая одинаковое направление нитей в слоях каркаса и вставленных кусках корда. Большая трудоемкость данного метода ограничивает его приме­нение.

Вулканизация. После заделки повреждений, отремонтирован­ные участки шины вулканизируют. Вулканизация обеспечивает прочное сцепление с шиной материалов, наложенных при задел­ке поврежденных мест, и придает им свойства, одинаковые с ма­териалом, шины, которые зависят от режима вулканизации: дав­ления опрессовки вулканизируемого участка, температуры и времени вулканизации.

Для вулканизации внутренних повреждений используют сек­тор (рис. 19.18), представляющий собой пустотелую чугунную отливку, соответствующую внутреннему профилю шины.

Для ввода пара во внутреннюю полость сектора предусмот­рен патрубок. Второй патрубок расположен в самой низшей точ­ке сектора и предназначен для отвода конденсата. Шину 2 на секторе спрессовывают металлическим корсетом 3 с затяжным винтовым устройством 4.

Наружные, а также сквозные повреждения вулканизируют в секторных формах-мульдах (рис. 19.19), которые представляют собой чугунные отливки с двойными стенками, в пространство между которыми подводится теплоноситель (пар). Внутренняя конструкция и размеры формы мульды соответствуют наружной поверхности шины. В ее верхней части имеется прижимное уст­ройство — струбцина 7.

Для опрессовки ремонтируемых мест покрышки внутрь ее вкладывают мешок, подсоединяемый к воздушной или паровой магистрали. Со стороны бортов шины устанавливают бортовые вкладыши 3. Мешок обеспечивает двусторонний прогрев шины при вулканизации, сокращая время вулканизации и улучшая ка­чество ремонта.

Со стороны протектора в секторную форму вкладывают мат­рицу с отгравированным на ней рисунком протектора. Для вул­канизации в одной секторной форме шины разных размеров применяют сменные комплекты матриц и бортовых вкладышей.

В качестве теплоносителя при вулканизации шин после ре­монта используют перегретые пар, воду и электроэнергию, в том числе и токи высокой частоты.

Электровулканизатор представляет собой чугунную плитку, обогреваемую электрической спиралью и снабженную струбци­ной с прижимным винтом. Необходимая температура поддержи­вается терморегулятором.

Ремонт бескамерных шин. Бескамерные шины в основном ре­монтируются так же, как и камерные, исключая случаи проко­лов. Проколы ремонтируют двумя способами. При небольших проколах (не более 3 мм), не снимая шину с обода колеса, от­верстие заполняют специальной пастой с помощью шприца. Пе­ред заделкой отверстия давление воздуха в шине снижают до 30—50 МПа, и через 10—15 мин после введения в прокол пасты доводят давление в шине до нормы.

Проколы от 3 до 10 мм ремонтируют с помощью пробок (рис. 19.20), не снимая шины с обода. При ремонте шины на ободе колеса пробки вводятся в прокол с помощью специально­го стержня. При этом пробку и отверстие прокола предваритель­но смазывают клеем. Выступающую часть пробки срезают на 2—3 мм выше поверхности протектора.

Ремонт камер. Камеры ремонтируют только после установле­ния их пригодности к восстановлению в соответствии с техниче­скими условиями: отсутствие затвердевшей и потрескавшейся резины, разрывов более 500 мм по длине и 50 мм по ширине. Пропитанные нефтепродуктами камеры также ремонту не под­лежат. Ремонтируемые места подвергают шерохованию на кар­борундовом круге и очищают от пыли. Небольшие повреждения (размером до 30 мм) ремонтируют наложением заплат из невулканизированной (сырой) резины, а большие с помощью заплат из вулканизированной резины. Камеры вулканизируют на ка­мерных плитах (паровых или электрических) с вешалками. Ка­меру плотно прижимают с помощью струбцины к рабочей по­верхности плиты. Продолжительность вулканизации 15—20 мин. Отремонтированную камеру проверяют на герметичность.

Монтаж и демонтаж шин. Монтируют шину только на ис­правный обод. Перед монтажом всегда проверяют состояние обода. Он должен иметь правильную круглую форму, закраины и посадочные полки также не должны иметь повреждений, забо­ин и погнутостей, нарушений лакокрасочного покрытия.

При сборке камерных шин предварительно проверяют со­стояние внутренней поверхности шины, удаляют из слоя про­тектора инородные предметы, припудривают полость шины тальком и затем закладывают камеру.

Демонтаж и монтаж шин легковых автомобилей выполняют на стационарном стенде Ш-501М (рис. 19.21), который состоит из опорного диска (стола) с приводом от реверсивного электро­двигателя, пневматического нажимного устройства, стойки демонтажного рычага и аппаратного шкафа. Рабочими органами стенда являются опорный стол, куда крепят колесо, два рычага, приводимые пневмоцилиндром и качающиеся в вертикальной плоскости на общей оси. Конец каждого рычага снабжен гори­зонтальным диском, служащим для отжима борта шины от обо­да. Рычаги перемещаются в вертикальной плоскости под усили­ем пневматического цилиндра, подача воздуха в который осуще­ствляется педалью, управляющей одновременно включением электродвигателя.

Шины грузовых автомобилей и автобусов разбирают и соби­рают на стационарных стендах с вертикальным или горизонталь­ным расположением разбираемого колеса.

После сборки колеса легковых и грузовых автомобилей в обязательном порядке балансируют.

Стенды для демонтажа и монтажа шин

Для монтажа и демонтажа шин колес легковых автомобилей с глубоким ободом выпускаются различные стенды. Некоторые конструкции отличаются наличием дополнительного механизма отжима борта шины от диска, чтобы устранить прилипание ре­зины к лакокрасочному покрытию диска колеса. Обычно стенд состоит из отжимной лопатки с рукояткой, связанной с поворот­ными нажимными рычагами (расположенными сбоку, в нижней части корпуса стенда) и приводом от пневмоцилиндра. В верх­ней части каркаса смонтирован поворотный стол с зажимным устройством и демонтажная стойка с головкой. Зажимное уст­ройство выполнено в виде трехкулачкового патрона, кулачки ко­торого обеспечивают зажим обода колеса за наружные поверхно­сти закраин диска. Поворотный стол смонтирован на выходном валу червячного редуктора привода. Вал имеет каналы для пода­чи сжатого воздуха в пневмоцилиндр управления кулачками. Разбортовка и забортовка шин обеспечивается управляемой (в различных направлениях) демонтажной головкой стойки стенда, которая при окончательной фиксации ее в рабочем по­ложении, автоматически отодвигается от закраин обода диска колеса на 2—3 мм при начале вращения стола, с установленным на нем колесом.

Стенд комплектуется двумя монтажными лопатками — ры­чагами для вспомогательных операций. При затрудненном мон­таже шины на диск (особенно новой) рекомендуется смачивать кистью с мыльной пеной нижний край бортов шин.

Для шин колес с плоским ободом (преимущественно грузо­вых автомобилей и автобусов) используют стенд (рис. 19.22) для демонтажа и монтажа шин размером от 7,50—20 до 12,00—20. Колесо с шиной, из которой выпущен воздух, устанавливают на стенд в вертикальном положении и центрируют с помощью гид­равлического подъемника, после чего колесо закрепляют пнев­матическим патроном. С помощью механического устройства, приводимого в действие от электромотора мощностью 0,4 кВт через червячный редуктор, снимают замочное кольцо. Бортовое кольцо отжимают с помощью гидравлического привода (усилие до 50 кН). Диск колеса выжимают штоком гидравлического ци­линдра (усилие до 200 кН). Вертикальное расположение колеса исключает операцию подъема колеса с пола, необходимую при применении стендов с горизонтальным расположением съемно­го устройства.

Оборудование для технического обслуживания и текущего ремонта шин

Для замены изношенных или поврежденных шин, для ре­монта камер и шин с незначительными повреждениями, дисков колес с последующей окраской колеса автомобиля снимают и транспортируют в шиномонтажный цех, который в зависимости от мощности ремонтной базы АТП или СТОА, может состоять из следующих отделений:

• мойки и сушки колес;

• монтажа (демонтажа) шин;

• вулканизации;

• ремонта и окраски дисков.

В очень крупных автокомбинатах или специализированных центрах по техническому обслуживанию и ремонту автомоби­лей, рядом с шиномонтажным делают отдельный шиноремонт­ный цех.

Техническое обслуживание шин в условиях АТП осуществ­ляют на шиномонтажном участке, оснащенном специальным оборудованием, которое позволяет выполнять такие работы, как монтаж и демонтаж шин, проверку давления в шинах и их под­качку, проверку герметичности камер и т. д.

Давление воздуха в шинах измеряют рабочими манометрами 458-М 1 для легковых автомобилей и 458-М2 для грузовых авто­мобилей и автобусов. Если давление в шинах оказывается ниже нормы, подкачку шин производят с помощью воздухораздаточных колонок С-401, С-411 или С-413.

Для .снабжения рабочих постов воздухом под давлением в зо­нах ТО и ТР применяют воздушные стационарные компрессоры 1101В5 и 1552В5 или передвижной компрессор С-412.