logo
Туревский ч-1

14.2. Диагностика системы питания

Перед тем как приступить к поиску причин и устранению неисправностей карбюратора, необходимо убедиться в том, что они связаны с дефектами именно карбюратора, а не системы топливоподачи до карбюратора или системы зажигания.

Так, например, в системе питания могут быть засорены топливозаборник, фильтр тонкой очистки топливного насоса. Эти неисправности могут вызывать нарушения в нормальной работе двигателя, быть причиной «провалов» в первую очередь на режи­ме с повышенной нагрузкой, в то время как при малой нагрузке или на режиме холостого хода потребление двигателем топлива невелико и даже при нарушенной топливоподаче его может хва­тить для нормальной работы на данных режимах.

При проверке системы питания в первую очередь необходи­мо убедиться в отсутствии течи топлива через соединения, и нормальной работе бензонасоса, так как эти неисправности за­частую приводят к пожарам.

Бензонасос первоначально проверяют непосредственно на двигателе, если проявляется необходимость, то его снимают с двигателя. Для проверки насоса на двигателе топливопровод от­соединяют от карбюратора и опускают его конец в прозрачный сосуд, заполненный бензином. Если при нажатии на рычаг руч­ной подкачки из топливопровода выбивает сильная струя топлива, насос исправен. Выход из топливопровода пузырьков воздуха указывает на подсос воздуха (не герметичность) в соединениях трубопроводов или насосе.

Диагностика топливного насоса и карбюратора на двигателе

Оценить работоспособность клапанов топливного насоса проще всего на двигателе, установив коленчатый вал в пределах двух оборотов в такое положение, чтобы рычаг ручной подкачки топлива не был блокирован кулачком привода. Причем, при пе­ремещении рычага ручной подкачки, должно ощущаться сопро­тивление сжимаемой при ходе всасывания пружины мембраны насоса. Для этого снимается топливоподводящий шланг со шту­цера на карбюраторе, вручную подкачивается топливо до его по­явления в отверстии шланга, отворачивая болт крепления крыш­ки бензонасоса, снимается крышка и сетка. Затем отверстие шланга плотно перекрывают (можно пальцем), отводят до упора рычаг ручной подкачки насоса в направлении его хода всасыва­ния и затем отпускают, внимательно следя за появлением воз­душных пузырей и струек топлива в отверстии выпускного кла­пана насоса.

Низкий уровень топлива может быть вызван нарушением ре­гулировки или заеданием поплавка. Заедание клапана подачи то­плива в закрытом положении обнаружи­вается, отвертыванием спускной пробки карбюратора. Если топливо вытекает из отверстия непродолжительное время, а затем перестает вытекать, то имеется не­исправность.

Неполное закрытие воздушной за­слонки можно определить при снятом воздушном фильтре, выдвинув до отказа ручку управления заслонкой.

Для обнаружения неисправностей бен­зонасоса без снятия его с двигателя приме­няют прибор НИИАТ-527Б (рис. 14.1), со­стоящий из шланга с наконечниками и манометра. Шланг присоединяют одним концом к карбюратору, а другим — к топ­ливопроводу, идущему от насоса к карбюратору. Пустив двигатель, по манометру определяют давление, соз­даваемое насосом при малой частоте вращения коленчатого вала. Для двигателей марок «ЗМЗ» и «ЗИЛ» оно должно составлять lcS—30 кПа. Меньшее давление может быть при ослаблении пру­жины мембраны, неплотном прилегании клапанов насоса, а также при засорении топливопроводов и фильтра-отстойника.

Для уточнения неисправности измеряют величину падения давления. Если оно превышает 10 кПа за 30 с после останова двигателя, то это вызвано неплотным прилеганием клапанов на­соса или игольчатого клапана карбюратора.

Присоединив манометр к топливопроводу, идущему к кар­бюратору, пускают двигатель и дают ему поработать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора, до установле­ния давления топлива на ранее замеренном уровне. Если и при гаком соединении манометра после останова двигателя падение давления превысит 76 МПа за 30 с, это свидетельствует о негерметичности клапанов насоса.

При подозрении на засорение жиклеров следует вывернуть пробки и через отверстия продуть жиклеры сжатым воздухом с помощью насоса для шин. Если после продувки жиклеров дви­гатель станет работать без перебоев, то причиной уменьшения подачи топлива было засорение жиклеров. Засоренность сетча­того фильтра карбюратора определяют визуально, вынув его из карбюратора.

Для определения снижения давления используют вакуумметр (рис. 14.2), который присоединяют к впускному отверстию насо­са штуцером 9.

Стартером проворачивают коленчатый вал двигателя на не­сколько оборотов, замеряют давление, которое у исправного на­соса должно составлять 50—45 МПа. Если снижение давления окажется меньше, то это свидетельствует либо о негерметично­сти выпускного клапана либо о повреждениях мембраны или прокладки. Для устранения неисправностей топливный насос снимается с двигателя и ремонтируется.