logo
Туревский ч-1

7.3. Оборудование для смазочных работ пластичными смазками

Заправка трансмиссионными маслами агрегатов автомобилей при небольшом объеме осуществляется с помощью маслораздатчика с поршневым насосом (см. рис. 7.4).

Рабочие посты для смазывания на поточной линии или на специализированных тупиковых постах оборудуются установка­ми с большей производительностью (рис. 7.5), которые монтиру­ются на стационарных емкостях. Масло из емкости подается по двум раздаточным шлангам (каждый длиной 4 м) с помощью шестеренчатого насоса, который приводится в действие электро­двигателем мощностью 1,5 кВт.

Подача установки через два шланга при раздаче летнего транс­миссионного масла не менее 12 л/мин при температуре 20 °С.

Для подачи консистентных смазок применяются стационар­ные, передвижные и переносные солидолонагнетатели. На АТП используют передвижные солидолонагнетатели с электрическим, пневматическим и ручными приводами. На рис. 7.6 показан пере­движной солидолонагнетатель 390 М с электромеханическим приводом. Солидолонагнетатель монтируется на металлической плите с колесами. На плиту установлены бункер 1 на 14 кг смазочного материала и плунжерный насос 6 высокого давления (40 МПа). Насос приводится в действие электродвигателем 8 мощностью 0,6 кВт через шестеренчатый редуктор 9, закрытый поддоном.

Смазочный материал с помощью рыхлителя 2 и шнека 3 по­дается из бункера 1 через сетчатый фильтр 4 к плунжерной паре, насоса 6 высокого давления. Шнек рыхлителя и кулачок 5 при­вода плунжера приводится в действие электродвигателем 8 через шестеренчатый редуктор 9. Реле 7 обеспечивает автоматическое отключение двигателя при повышении давления более 25 МПа и пуск двигателя при синении давления ниже 12 МПа. Подача смазочного материала регулируется редуктором.

На рис 7.7 представлен передвижной электрический солидолонагнетатель С 321 М, а на рис. 7.8 - передвижной пневмати­ческий содидолонагнетатель С 322. Установленный на бункере объемом 63 л пневматический двигатель (рабочее давление сжатого воздуха 0,6—0,8 МПа) свя­зан со штоком 8 плунжерного насоса высокого давления (до 40 МПа), который расположен в нижней части приемной трубы 2. Камера высокого давления 4 с боковыми входными отвер­стиями для смазочного материала вместе со штоком совершает по вертикали возвратно-поступательное движение, а плунжер 3, закрепленный в основании насадки 7 с сетчатым фильтром, ос­тается неподвижным. Насос снабжен клапаном 6 с пружиной 7и поршнем 5. При возвратно-поступательном движении непод­вижно закрепленный поршень при подъеме засасывает смазоч­ный материал через сетчатый фильтр в нижнюю часть приемной трубы. При его опускании создается давление, смазочный мате­риал через отверстия поступает в камеры высокого давления, превращаясь в пластичную однородную массу. При опускании штока плунжер вытесняет смазочный материал через полый шток и он поступает по шлангу в пистолет.

Недостатком пневматических солидолонагнетателей является быстрое изнашивание пневматического двигателя, в результате чего насос не создает необходимое давление (40 МПа).

Пластичные смазки либо закладываются с помощью неслож­ных приспособлений в подшипники или колпачки масленок, либо подаются к трущимся парам через пресс-масленки (рис. 7.9) под давлением 5—30 МПа. Наиболее распространены пресс-мас­ленки с конусной головкой. Несколько реже применяют пресс-масленки с круглой головкой. Для более удобного проведения смазочных работ изготовляются масленки с конусной головкой, распо­ложенной под углом к оси штуцера

.

На рис 7.10 показано расположение пресс-масленок на авто­мобиле.

Для герметизации узла трения без применения уплотнительных шайб основание пресс-масленки имеет коническую резьбу. Наконечник нагнетателя имеет выемку сферической формы, к которой прижимается верхняя кромка головки пресс-масленки. При повышении давления внутри нагнетателя цанга прижимает масленку к наконечнику, тем самым обеспечивая прочное со­единение нагнетателя и пресс-масленки.

Пистолет устроен таким образом, что когда его клапан за­крыт, и смазочный материал не поступает в масленку, работа солидолонагнетателя прекращается.

Для смазывания вала водяного насоса, прерывателя системы зажигания используются колпачковые масленки.

Иногда вместо воротка может перемещаться основание крышки. В ряде случаев загустевший и засохший смазочный ма­териал затрудняет смазывание трущихся узлов автомобиля и тре­буется давление 60 МПа и более. В этом случае используется ме­ханический раздаточный пистолет, где плунжер приводится в действие нажатием на рукоятку пистолета (см. рис. 7.10).

Для смазочных работ используются ручные электрические и пневматические солидолонагнетатели, где нагнетательный плунжер приводится в действие электродвигателем или пневмодвигателем. Запас смазочного материала в пистолете-солидолонагнегателе 1—2 кг. Высокое давление создается не в подающем шланге, а непосредственно в раздаточном устройстве — пистоле­те. Стоимость данных солидолонагнетателей значительно ниже других устройств для смазывания.

Большинство смазочных работ следует выполнять на заклю­чительных этапах ТО и ремонта автомобилей (например, на по­следнем посту линии ТО). При этом снижается вероятность за­грязнения смазочными материалами рабочего места. В этом слу­чае целесообразно использовать такое высокопроизводительное оборудование, как стационарные установки для смазочных работ (рис. 7.12), с несколькими раздаточными шлангами, по которым подаются моторные и трансмиссионные масла, пластическая смазка, вода, сжатый воздух.

Рис. 7.12. Стационарная подвесная установка для смазочных работ

Сбор отработавшего масла осуществляется передвижными (рис. 7.13 и 7.14) и стационарными резервуарами, оснащенными маслоприемными воронками или лотками. Стационарные резер­вуары обычно размещают в подвальном помещении. Маслоприемные воронки устанавливают на рабочих постах для смазочных работ (в осмотровой канаве или около подъемника). Трубопро­воды к воронкам имеют шарнирные соединения или гибкие шланги, что позволяет установить воронку в нужном положении под отверстием для слива смазочного материала.

При заправочных работах иногда необходима промывка сис­темы, чтобы удалить продукты изнашивания.

Для замены рабочей жидкости привода гидравлических тор­мозных механизмов выпускается специальное устройство, пред­ставляющее собой бак из которого тормозная жидкость под дей­ствием сжатого воздуха (0,3 МПа) через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подастся в главный тормозной цилиндр. В этом случае замену тормозной жидкости или прокачку систе­мы может выполнять один рабочий.

Для нанесения жидких противокоррозионных покрытий на днище и кузов автомобиля выпускаются установки, распыляю­щие (давление 0,5—1 МПа) противокоррозионные эмульсии.

К заправочным работам относится и подкачивание шин.

Работа с шинами грузовых автомобилей должна проводиться за специальным металлическим ограждением, чтобы защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода в случае их самопроизвольного демонтажа. В дорожных условиях при подкачивании шины она должна лежать замковым устройством к земле. Для каждой конкретной модели шины определены значения давления с учетом условий эксплуатации.

Для подкачки шин применяются компрессорные установки (рис. 7.15).