logo
Туревский ч-1

17.6. Проверка освещения и ее регулировка

Недостаточный свет фар значительно снижает освещение до­роги, а неправильно отрегулированный пучок света ослепляют водителей встречных транспортных средств. Неисправная работа габаритных огней, стоп-сигнала, указателей поворота создают аварийные ситуации на дороге, так как участники движения не могут правильно оцепить обстановку на дороге. Из-за неисправ­ности светоприборов происходит от 20 до 30 % аварий от общего количества ДТП.

Проверку и регулировку фар выполняют у нснагруженного автомобиля с нормальным давлением воздуха в шинах. Для чего автомобиль устанавливают на ровную горизонтальную площадку на расстоянии 10 ± 0,05 м от размеченного экрана до центров на­ружной поверхности рассеивателей света фар. Экран с матовой поверхностью должен быть шириной не менее 3 м и иметь откло­нение от вертикальной плоскости не более чем на Г. Линии разметки наносят на экран с допуском ±0,5 см. Перед регулировкой рассеиватели фар протирают чистой и мягкой ветошью.

Автомобиль необходимо установить так, чтобы продольная ось его была перпендикулярна экрану, линия /// (рис. 17.15) должна совпадать с продольной плоскостью симметрии автомо­биля (допустимое отклонение не более +0,5 см), линии //и IVс проекцией центров фар на плоскость экрана, а линия /должна находиться на уровне высоты центров фар.

При L = 10 ± 0,05 м, расстояние Н от линии / до линии ЛА должно равняться 250 мм. Допускается уменьшение расстояния L до 7,5 ± 0,03 или 5 ± 0,025 м. Тогда расстояние Я должно быть 190 и 125 мм соответственно.

У автомобилей марки «КамАЗ» с колесной формулой 6x4 включают ближний свет фар и с помощью винтов вертикального и горизонтального регулирования фар добиваются такого на­правления светового потока, чтобы горизонтальная ограничи­тельная линия освещенного и неосвещенного участков совпала с линией ЛА, а наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15° (рис. 17.15, я), исходили из точки В.

У автомобилей марки «КамАЗ» с колесной формулой 6x6 включают дальний свет фар и аналогичным образом добиваются совпадения центров световых пятен с точками В (рис. 17.15, б).

У автомобилей марки «ЗИЛ» для регулировки левой фары следует ослабить гайку болта ее крепления и поворачивать фару за корпус так, чтобы верхняя светотеневая граница светового пятна касалась линии ЛА и была параллельна плоскости площадки, а центр растянутого в горизонтальном направлении светового пятна попал на линию III—III. Отрегулированную фару необходимо закрепить, наблюдая за тем, чтобы световое пятно не смещалось. Аналогичным способом надо отрегулировать направление света правой фары так, чтобы центр светового пятна по­пал на линию II—II.

Для проверки и регулировки светового потока фар применя­ют приборы, К-303 и К-310 (рис. 17.16).

Для регулировки противотуманных фар автомобиль устанав­ливают на расстоянии 5 м от экрана, горизонтальная линия ко­торого располагается на 100 мм ниже линии высоты центров фар (рис. 17.17). Отвернув гайку крепления противотуманной фары к кронштейну, устанавливают и закрепляют фару так, чтобы верх­няя граница светового пятна на экране совпадала с горизонталь­ной линией.