logo
Туревский ч-1

17.5. Техническое обслуживание систем зажигания, освещения и сигнализации автомобилей, электрооборудования и пуска двигателя

При техническом обслуживании электрооборудования прове­ряют состояние и крепление аккумуляторных батарей. Поверхность аккумуляторных батарей протирают ветошью, смоченной I десятипроцентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. На их поверхностях не должно быть трещин.

Необходимо проверить уровень и плотность электролита в аккумуляторных батареях. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше сепараторов. При меньшем уровне доливают дистиллированную воду. Плотность электролита измеряют с по­мощью денсиметра и сравнивают с данными, приведенными в табл. 17.1, а степень разреженности аккумуляторной батареи ус­танавливают в соответствии с табл. 17.2.

Таблица 17.1. Рекомендуемая плотность электролита при температуре 15 °С для различных климатических районов, г/см3

Климатический район

Зима

Лето

Континентальный климат, с температурой зимой ниже минус 40 °С

1,31

1,27

Северные районы с температурой зимой до минус 40 °С

1,29

1,29

Центральные районы с температурой зимой до минус 30 °С

1,27

1,27

Южные районы

1,25

1,25

Таблица 17.2. Плотность электролита в зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи, г/см3

Исходная плотность электролита, г/см3

Разряженность батареи, %

25

50

1,30

1,26

1,22

1,28

1,24

1,20

1,26

1,22

1,18

1,24

1,20

1,16

1,22

1,18

1,14

Аккумуляторную батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и на 50 % летом, необходимо снять с автомобиля и напра­вить на подзарядку. Плотность электролита корректируют толь­ко в конце зарядки.

При проведении ТО аккумуляторной батареи следует:

• проверить крепление проводов к полюсным штырям акку­муляторной батареи;

• зачистить окислившиеся контакты проводов и штыри ак­кумуляторной батареи;

• закрепить провода и смазать поверхность полюсов тонким слоем технического вазелина или Литол-24 На автомобилях, как правило применяется однопроводная электросхема. Отрицательный вывод источников питания и час­ти потребителей выводится на «массу» автомобиля, которая вы­полняет функцию второго провода. Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения их к приборам системы электрооборудования провода снабжены штекерами, которые установлены в колодках и защищены от коррозии и механиче­ских повреждений резиновыми чехлами. При монтаже электро­проводки па штекеры наносится защитный смазочный материал. Расположение электропроводки автомобиля марки «КамАЗ» по­казано на рис. 17.14.

.

Необходимо периодически проверять состояние и надеж­ность крепления проводов, отсутствие их провисания, потерто­стей, налипания комьев грязи или льда, при нарушениях необходимо закрепить электропроводку, очистить ее, поврежденные места заизолировать.

Визуально проверяют состояние и надежность креплении соединительных колодок включателя «массы», датчиков спидо­метра, тахометра, соединительных колодок передних и задних фонарей, датчика включения контрольной лампы блокировки межосевого дифференциала. Провода, подходящие к соединительным колодкам и выводам, не должны быть оборваны, соединительные колодки не должны иметь повреждений. Колодки к передним и задним фонарям должны быть надежно соедине­ны и закрыты резиновыми чехлами. Корпус и выводы датчика (включения механизма блокировки мостов) не должны иметь повреждений. Выводы проводов к датчикам спидометра и тахо­метра должны быть закрыты резиновыми чехлами.

При техническом обслуживании проверяют состояние и кре­пление генератора и стартера, а также подсоединенной к ним электропроводки. На автомобилях-самосвалах проверяют ис­правность сигнализации включения коробки отбора мощности, для чего перед подъемом платформы самосвала следует нажать и повернуть ручку включателя коробки отбора мощности. При этом должна загореться контрольная лампа, встроенная в ручку включателя.