logo
Туревский ч-1

13.3. Неисправности системы охлаждения и их причины

На автомобилях применяется жидкостная система охлажде­ния закрытого типа, т. е. она не связана непосредственно с окру­жающей средой. Поэтому при работе давление в системе охлаж­дения увеличивается и повышается температура кипения охлаж­дающей жидкости. В закрытой системе охлаждения расход жидкости на испарение незначителен. Циркуляция жидкости в системе охлаждения — принудительная, с помощью жидкостного насоса. Система охлаждения сообщается с окружающей средой через клапаны, расположенные в пробке наливной горловины радиатора или пробке расширительного бачка, которые открыва­ются при определенном снижении давления или избыточном давлении в системе. Система охлаждения двигателя поддержива­ет температуру двигателя от 80 до 95 °С.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения, головка блока цилиндров и впускной трубопровод, радиатор, патрубки, шланги, жидкостной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, сливные краники.

Признаками неисправности системы охлаждения являются перегрев или недостаточный прогрев двигателя, подтекание ох­лаждающей жидкости, или разгерметизация системы. Потеря герметичности, как правило, происходит при повреждении шлангов и патрубков или их соединений, появлении трещин, при изнашивании прокладок, уплотнительных манжет жидкост­ного насоса. Недостаточное охлаждение двигателя возникает также из-за повреждения и загрязнения сот радиатора как изнут­ри, так и снаружи, неисправности термостата.

Перегрев двигателя возможен даже при небольшом сниже­нии уровня охлаждающей жидкости в системе. Особенно это проявляется при применении антифризов, которые могут вспе­ниваться из-за наличия в системе воздуха и замедлять отвод те­плоты.

Эффективность работы системы охлаждения снижается и при ослаблении натяжения ремня вентилятора. У двигателей с принудительным отключением-включением вентилятора может быть отказ датчика, управляющего его работой.

На неисправность муфты отключения вентилятора указывает подтекание охлаждающей жидкости. При неработающем двига­теле вентилятор с исправной муфтой должен проворачиваться рукой без заедания и шума, но с некоторым усилием. На работающем двигателе работу вентилятора проверяют по температуре его включения и отключения. Закрыв жалюзи, доводят темпера­туру охлаждающей жидкости до 88—97 °С. При этой температуре вентилятор должен включиться. Открыв жалюзи, снижают тем­пературу до 80 °С, при этом вентилятор должен выключиться. Появление шума при работе муфты или сбоя работы вентилято­ра указывают на необходимость замены муфты.