logo
Туревский ч-1

Глава 20. То и тр механизма рулевого управления 383

Причины неравномерной работы тормозных механизмов:

• неодинаковая эффективность действия различных колес­ных тормозных механизмов из-за различной степени изна­шивания накладок, барабанов или замасливание накладок колодок у отдельного колеса;

• неравномерное действие тормозных механизмов колес од­ной оси (вызывает увод автомобиля в сторону) из-за нека­чественной регулировки тормозных механизмов колес;

• последовательность и интервал начала срабатывания тор­мозных механизмов передних и задних колес не соответст­вуют техническим условиям — происходит при неправиль­ной регулировке или неисправности регулятора давления (в основном у легковых автомобилей);

• опережающее торможение задних колес — возможен занос автомобиля, значительное опережение торможения перед­них колес может привести к потере управляемости автомо­биля.

Причины полного отказа тормозной системы:

• отсутствие тормозной жидкости в бачке главного тормоз­ного цилиндра, т. е. полное вытекание ее при негерметич­ности системы;

• попадание в гидросистему большого количества воздуха — педаль тормозной системы проваливается),рмозные ме­ханизмы могут сработать после нескольких резких нажа­тий на педаль);

• педаль тормозной системы неуправляема и остается не­подвижной даже при сильном нажатии на нее, при силь­ном перегреве металлических деталей колеса от диска ко­леса до колесного тормозного цилиндра, что вызывает рез­кое увеличение объема тормозной жидкости и вся тормозная система блокируется; кроме того, сильный пе­регрев может быть вызван нерастормаживанием колеса, перенатягом конических подшипников ступиц и т. д.

Причины нерастормаживания колес при полном отпускании тормозной педали:

• разбухание резиновых манжет поршней главного цилинд­ра или колесных тормозных цилиндров — приводит к за­еданию поршней цилиндров и колодки не могут вернуть­ся в исходное положение после торможения (разбухание манжет происходит в основном из-за использования не рекомендованной тормозной жидкости для данного авто­мобиля);

• коррозия или налет солевых отложений на рабочей по­верхности колесных тормозных цилиндров — заедание поршней цилиндров (происходит при попадании в цилин­дры антигалогенных растворов с дороги зимой);

• изнашивание тормозных барабанов по эллипсу — заедание колодок тормозных механизмов после торможения (из-за установки недостаточных зазоров между колодками и ба­рабанами);

• обрыв стяжных пружин колодок;

• заедание тормозных колодок на опорных пальцах — кор­розия пальцев или отложении на них солевого налета;

• засорение воздушного отверстия в пробке бачка главного цилиндра — повышенный уровень тормозной жидкости в бачке, при этом могут не гаснуть лампочки стоп-сигналов при не нажатой педали;

• засорение компенсационного отверстия в главном ци­линдре;

• свободный ход тормозной педали отсутствует совсем или недостаточной величины;

• величина зазора между штоком и поршнем главного тор­мозного цилиндра не соответствует требованиям ТУ.

Техническое обслуживание тормозной системы с гидравлическим или пневматическим приводами

При ежедневном техническом обслуживании автомобиля пе­ред выездом на линию необходимо убедиться в исправности тор­мозной системы. Сначала следует проверить работу тормозной педали несколько раз нажав на нее (два-три раза резко, чтобы создать повышенное давление в системе при проверке герметич­ности соединений) — педаль должна перемещаться вниз без за­еданий и не быть слишком «мягкой». Расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленного норма­тивами размера. После отпускания педали она должна быстро без заеданий вернуться в исходное положение. После этого сле­дует открыть капот и визуально проверить состояние и крепле­ние главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя