logo
Туревский ч-1

19.2. Диагностика ходовой части

Угол схождения колес (е) — больше всего влияет на скорость изнашивания шин. При положительном значении угла схождения на обеих передних шинах возникает одностороннее пилообраз­ное изнашивание по наружным дорожкам протектора. При от­рицательном угле схождения колес одностороннее пилообразное изнашивание возникает по внутренним дорожкам.

Угол развала колес (а) влияет на скорость изнашивания шин. Возникает гладкое одностороннее изнашивание. Значительные отклонения угла развала колес, характерные для автомобилей с неразъемной передней балкой, требуют обязательной их коррек­тировки, в противном случае будет большой износ шин.

Для угла наклона шкворня в поперечной плоскости (оси по­воротов) регулировка не предусмотрена. У легкового автомобиля с рычажной подвеской он изменяется одновременно с углом развала колес.

Угол наклона шкворня в продольной плоскости (у) влияет на из­нашивание протектора, в том случае если он не равен углу на­клона на другом колесе. В этом случае возникает одностороннее изнашивание одной шины. При этом на прямолинейном участке дороги автомобиль уводит в сторону.

Соотношение углов поворотов колес влияет на изнашивание передних шин в тех случаях, когда автомобиль движется не по прямой, например в условиях большого города или на горных дорогах. Характерным признаком отклонения этого параметра является изнашивание одной крайней дорожки, что особенно заметно у шин с дорожным рисунком протектора.

Перекос заднего моста приводит к тому, что автомобиль рас­полагается под углом к траектории движения. На задних шинах возникает одностороннее пилообразное изнашивание: по внут­ренним дорожкам протектора шин одной стороны автомобиля и по наружным — другой.

Если причину неравномерного изнашивания не устранить сразу, то через 15—20 тыс. км пробега автомобиля протектор мо­жет быть изношен волнами по всей поверхности.

У грузовых автомобилей и автобусов предусмотрена регули­ровка только угла схождения колес, у легковых (в большинстве случаев) — углов развала колес, продольного наклона оси пово­рота, соотношения углов поворотов и углов схождения колес (данная последовательность обязательна).

У большинства легковых автомобилей с двухрычажной пе­редней подвеской угол развала колес изменяется поперечным смещением оси (рис. 19.2) верхнего или нижнего рычага подвес­ки. Для этого под каждый болт крепления оси добавляют (или изымают) одинаковое число регулировочных прокладок (скоб).

Изменение продольного наклона оси поворотов производят не­значительным смещением оси рычага в горизонтальной плоско­сти. Для этого регулировочные прокладки переставляют от одно­го болта к другому. Число заменяемых прокладок зависит от того, насколько надо изменить регулируемые углы. Регулировка углов развала колес и продольного наклона оси поворота — две самостоятельные операции, которые осуществляются воздейст­вием на одни и те же точки. Поэтому данные регулировки мож­но совместить в одной технологической операции, которая для некоторых автомобилей выполняется с использованием номо­граммы, приведенной на рис. 19.3.

Первоначально измеряют угол развала колес (а) и определяют его отклонение (Аа) от нор­мы. Эту величину откладывают на соответствующей оси номо­граммы. Так же поступают с углом продольного наклона оси поворотов (у). Затем находят точку пересечения (точка а) и смеща­ют ее до ближайшего пересечения сетки номограммы (точка б).

Координаты точки а относительно осей скобы переднего болта и скобы заднего болта позволяют определить число скоб, которое необходимо добавить под соответствующий болт (знак «+») или снять (знак «-»).

Например, для автомобиля ГАЗ-3110, чтобы изменить угол развала колес (а+ 45') и продольного наклона оси поворота (у + 45'), надо под передний болт добавить пять скоб, а под зад­ний две скобы толщиной I мм.

Для легковых автомобилей с подвеской типа «качающаяся свеча» регулировка углов развала колес и продольного наклона оси поворота зависит от конструктивных особенностей конкрет­ного автомобиля. Так, для автомобиля АЗЛК-2141 угол развала колес изменяют поворотом болта 3 эксцентрикового ползуна, установленного в бобышке (рис. 19.4). Продольный наклон оси поворота изменяют постановкой или изъятием регулировочных шайб 6 между опорной чашкой 7 стабилизатора и уступом на самом стабилизаторе 5. Как прави­ло, шайбы снимают. Для этого необходимо отсоединить стаби­лизатор от места его крепления.

Шайбы обычно вырубаются узким зубилом. Одна шайба тол­щиной 3 мм (предусмотрено две шайбы) изменяет угол наклона оси поворота примерно на 20'.

Регулировка соотношения углов поворота обычно достигает­ся обеспечением равенства линейных величин обеих рулевых тяг. Чтобы не изменялся угол схождения колес, одну тягу укора­чивают, другую на такую же величину удлиняют. Соотношение углов поворота не может быть постоянным значением, так как этот параметр связан с углом схождения колес. При регулировке необходимо добиться того, чтобы угол недоворота наружного (к центру поворота) колеса относительно внутреннего, повернутого на 20°, был равен углу недоворота другого колеса, когда оно ста­нет наружным.

Для некоторых автомобилей разработаны номограммы, по которым в зависимости от значений углов недоворота каждого колеса можно определить, в какую сторону и на сколько оборо­тов следует повернуть регулировочные муфты.

Регулировка угла схождения колес у грузовых автомобилей вы­полняется изменением длины поперечной рулевой тяги, у лег­ковых с червячным рулевым механизмом — одной из двух боко­вых тяг, у легковых с реечным рулевым механизмом обязательна регулировка угла схождения каждого колеса отдельно от руле­вой тяги.

Нормативные значения угла установки колес (УУК) устанав­ливает завод-изготовитель автомобиля.

При движении заднеприводных автомобилей под действием сил дорожного сопротивления передние колеса расходятся, у пе­реднеприводных в тяговом режиме, как правило, сходятся на ве­личину существующих зазоров в рулевой трапеции. Колеса должны располагаться параллельно друг другу. Нормативное значение угла схождения колес не всегда обеспечивает это усло­вие. Причина — в техническом состоянии автомобиля, особенно с независимой подвеской передних колес.

Регулировку угла схождения колес легковых автомобилей не­обходимо проводить при нагружен и и подвески, имитируя усло­вия движения: усилие на передний мост 500—600 Н, разжимное усилие на передние колеса 400—500 Н, создаются специальной нагрузочной штангой при ее установке между боковинами пе­редних шин на уровне центров колес.

Угол схождения колес — 0 ± 5' (это положение колеса зай­мут при движении автомобиля). Более точно величину разжимного усилия определяют по специальной номограмме, где учте­ны фактическое значение угла развала колес, наиболее часто ис­пользуемая скорость движения автомобиля и другие факторы.