logo
Туревский ч-1

13.2. То смазочной системы, проверка масла

Смазочные работы проводятся при каждом ТО в соответст­вии с картой смазки, в которой указаны точки смазывания, мар­ки применяемых смазочных материалов, а также периодичность выполнения работ.

Точки смазывания для отечественных автомобилей:

1. Двигатель — картер двигателя.

2. Трансмиссия:

• сцепление — ось педали, вилка выключения, упорный подшипник выключения;

• коробка передач — картер;

• карданная передача — подшипники крестовины, ступи­цы вилок, подшипник промежуточной опоры, шлицевой вал;

• главная передача — картер.

3. Подвеска — рессорные пальцы с серьгой и втулкой, листы рессор, шарнирные соединения и направляющие в независимой подвеске.

4. Колеса — подшипники ступицы колес.

5. Рулевое управление:

• рулевой механизм — картер (отверстие для заливки и спуска масла);

• рулевой привод — шарнирные сочленения продольной тяги рулевого управления с сошкой и рычагом пово­ротной цапфы, шарнирные сочленения поперечной тяги с рычагами поворотных цапф, шкворень поворот­ной цапфы.

6. Тормозная система:

• привод — система рычагов, вал педали, поперечный тормозной вал, тяги;

• тормозной механизм — разжимные кулаки.

7. Прочие элементы двигателя и шасси — вентилятор, водя­ной насос, зубчатая передача стартера, рычаг переключения ко­робки передач, буксирный крюк, система рычажного управле­ния карбюратором, генератор, прерыватель-распределитель за­жигания.

8. Кузов — замки капота двигателя, шарниры капота, венти­ляционные клапаны, стеклоочиститель, механизмы подъема сте­кол, дверные замки, защелки, дверные петли.

О качестве масла судят по цвету, вязкости и запаху. Масло хорошего качества прозрачное, через него видны отметки на указателе уровня масла.

Вязкость масла можно определить, растерев его между паль­цами: при достаточной вязкости пальцы не соприкасаются друг с другом.

Если масло имеет запах топлива, оно непригодно к дальней­шему использованию.

Удаление осадков, т. е. промывка смазочной системы, явля­ется необходимой технологической операцией, особенно при се­зонном переводе двигателя на масло другой марки. Промывка замедляет ухудшение физико-химических показателей моторно­го масла, повышает компрессию двигателя (особенно не нового) вследствие более свободного положения колец на поршне, уменьшает расход топлива и угар масла, улучшает работу смазоч­ной системы.

Промывочные масла — маловязкие жидкости со специаль­ными присадками.

Последовательность промывки смазочной системы:

• слить отработавшее масло при горячем двигателе;

• залить требуемый объем промывочного масла (обычно не­сколько выше нижней метки на щупе);

• пустить двигатель, избегая резких ускорений, и дать пора­ботать некоторое время на малой частоте вращения колен­чатого вала;

• слить промывочное масло;

• заменить, очистить, промыть керосином (в зависимости от конструкции) фильтры;

• залить требуемый объем свежего масла, пустить двигатель и дать ему поработать на малой частоте вращения колен­чатого вала, чтобы масло заполнило всю систему;

• проверить уровень масла и при необходимости долить. Некоторые марки промывочных масел после отстаивания можно еще использовать Один-два раза. При отсутствии промы­вочных масел можно использовать обычные маловязкие масла (время промывки примерно 10 мин или, как исключение, летнее дизельное топливо (время промывки не более 5 мин.)

Пониженное давление в смазочной системе является резуль­татом недостаточного количества масла, его разжижение или применение масла пониженной вязкости, а также загрязнение сетки маслозаборника, фильтров, изнашивание деталей, заеда­ние перепускного клапана в открытом положении.

Повышенное давление является результатом применения масла с большой вязкостью, например, летнего в зимнее время года, заедания перепускного клапана в закрытом состоянии.

Надежность работы смазочной системы во многом зависит от состояния фильтров. Многие двигатели грузовых автомобилей имеют два фильтра: полнопоточный для грубой очистки масла (рис. 13.1) и центробежный для тонкой очистки (рис. 13.2).

При ТО-2 у полнопоточных фильтров меняют фильтрующие элементы, а центробежные фильтры разбирают, осматривают и промывают.

У маслоочистителей с сетчатым фильтром фильтр снимают и в случае сильного засмоления сетки или разрыва ее заменяют. Снятые детали очищают от отложений и грязи, промывая их в керосине, и заменяют фильтрующие элементы полнопоточного фильтра (см. рис. 13.1) очистки масла, который устанавливается на правой стороне блока цилиндров двигателя и состоит из кор­пуса /9, колпака 24 и двух фильтрующих элементов. В случае сильного засорения фильтр работает с открытым перепускным клапаном /6, что может привести к задиру и провороту вклады­шей коленчатого вала.

Для определения момента предельного засорения элементов в конструкции фильтра предусмотрен сигнализатор засоренности, совмещенный с перепускным клапаном. При открытии пе­репускного клапана контакты сигнализатора замыкаются, и за­горается красная сигнальная лампочка.

Перед заливкой масла промывают фильтр центробежной очистки масла (см. рис. 13.2), установленный на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя.

В обычных условиях эксплуатации, когда центрифуга рабо­тает исправно, в колпаке ротора после 10—12 тыс. км пробега автомобиля скапливается 150—200 г отложений, в тяжелых усло­виях эксплуатации до 600 г (толщина слоя в 4 мм соответствует примерно 100 г отложений). Отсутствие отложений указывает на то, что ротор не вращался в результате деформации деталей, по причине неправильной сборки корпуса фильтра, сильной затяж­ки соединительных элементов, в результате самопроизвольного отворачивания деталей крепления ротора, и грязь вымывается циркулирующим маслом.

При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр и, вытекая из щели сопла в оси // ротора, а также через тангенциальные сопла, приводит во вращение ротор 3 в сборе с колпаком 2. Под действием центро­бежных сил загрязняющие частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через от­верстие в оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масля­ный радиатор или сливается через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 50—70 кПа, в картер двигателя.

Следует иметь в виду, что в некоторых фильтрах ротор вра­щается с частотой до 5000 мин '. При неправильной сборке бу­дет сильная вибрация со всеми возможными последствиями. Пе­репускной клапан, установленный в корпусе фильтра и отрегу­лирован на давление 60—65 кПа, ограничивает максимальное давление перед центрифугой. Для очистки центробежного маслоочистителя снимают кожух и, совместив прорези на роторе и корпусе, вставляют в них бородок, удерживающий ротор от про­ворачивания.

Медленно отворачивая гайку крышки ротора, масло сливают из ротора, а затем снимают крышку вместе с гайкой.

Для промывки фильтра следует отвернуть гайку 9 колпака фильтра, снять колпак 4 и повернуть колпак 2 ротора вокруг оси так, чтобы пальцы стопора 14 вошли в отверстия ротора. Отвернув гайку 5, снимают колпак 2 ротора. Затем проверяют затяжку гайки 8 крепления ротора на оси и при необходимости подтяги­вают ее (момент затяжки 80—90 Н • м). Удалив осадок из колпа­ка ротора, промывают его растворяющим эмульгирующим сред­ством AM-15 или Ритм-76, либо моющими растворами МС-6 или МС-8.

Перед сборкой необходимо проверить состояние уплотнительной прокладки ротора и прокладки колпака фильтра, повре­жденные прокладки заменить. При сборке фильтра во избежа­ние нарушения балансировки необходимо совместить метки на колпаке и роторе. Перед установкой колпака 4 фильтра следует отжать пальцы стопорного устройства и проверить легкость вра­щения ротора, затем поставить колпак и завернуть гайку 9 (мо­мент затяжки 20—30 Н/м ). Для замены фильтрующих элемен­тов следует вывернуть сливные пробки 26 (см. рис. 13.1) и слить масло, затем вывернуть стержень / крепления колпака фильтра, снять колпак 24 вместе с фильтрующим элементом 23 и вынуть фильтрующий элемент из колпака. Аналогично снимают второй колпак и фильтрующий элемент. Колпаки промывают в мою­щем растворе (МС-6 или МС-8). Необходимо проверить состоя­ние уплотнительных колец 22, поврежденные кольца заменить. Собирают фильтр в обратной последовательности, после чего проверяют его герметичность при работающем двигателе.

Собирают маслоочиститель в обратной последовательности, стараясь не повредить прокладку и не допустить перекоса. Ротор должен вращаться на оси свободно. Снимать его с оси нельзя во избежание повреждения подшипников и уплотняющих втулок. При неудовлетворительном вращении ротора можно после сня­тия крышки вынуть упорное кольцо, аккуратно снять с подшип­ника ротор и проверить состояние подшипника и сопряжение ось—втулка. При загрязнении их промывают керосином, стара­ясь не сместить втулку на оси.

У правильно собранного и чистого фильтра после остановки двигателя ротор продолжает вращаться 2—3 мин, издавая харак­терное гудение.

Периодичность замены масла зависит от марки масла и моде­ли автомобиля. Уровень масла проверяют через 2—3 мин после останова двигателя. Он должен находиться между метками маслоизмерительного щупа.