logo search
Туревский ч-1

6.1. Оборудование для осмотра автомобилей

Осмотровые канавы

Осмотровые канавы являются наиболее распространенными устройствами, обеспечивающими одновременный фронт работ снизу, сбоку и сверху автомобиля.

Осмотровыми канавами оборудуются тупиковые и прямоточ­ные рабочие посты и поточные линии.

По ширине осмотровые канавы разделяются на узкие и ши­рокие: ширина узких осмотровых канав меньше ширины авто­мобиля, широких — больше.

Канавы могут быть межколейными боковыми, с колейными мостами и с вывешиванием колес, траншейные и изолирован­ные (рис. 6.1).

Устройство канавы зависит от конструкции автомобиля, тех­нологического оборудования и назначения рабочего поста. Длина канавы должна быть не меньше длины автомобиля. Глубина канавы с учетом дорожного просвета автомобиля должна быть для легковых автомобилей 1,4—1,5 м, для грузовых 1,2—1,3 м. Ширина узких канав не более 0,9 м при использовании железо­бетонных реборд и 1,1 м при применении металлических реборд. Узкие осмотровые канавы пригодны для всех типов автомо­билей (для малолитражных автомобилей ширина осмотровой ка­навы должна быть не более 0,8 м).Боковые осмотровые канавы выполняются глубиной не бо­лее 0,8—0,9 м при ширине не менее 0,6 м.

Осмотровые канавы должны иметь вход со ступеньками, рас­полагаемыми за пределами рабочей зоны осмотровой канавы. Для безопасного заезда автомобиля канавы сбоку обрамляются направляющими ребордами, а со стороны заезда — отбойником, выравнивающим направление колес. Реборды могут быть метал­лическими или железобетонными высотой не более 15 см. Для фиксации конечного положения автомобиля при продольном его перемещении вдоль тупиковой осмотровой канавы со сторо­ны открытой траншеи делают упоры.

Параллельные узкие осмотровые канавы соединяются от­крытой траншеей или тоннелем. Ширина траншеи (тоннеля) 1—2 м, глубина — до 2 м. Траншеи ограждают перилами, а через осмотровые канавы со стороны траншеи (за пределами рабочей зоны) устанавливаются переходные мостики.

Траншеи (тоннели) должны иметь не менее одного выхода на две-три осмотровые канавы.

Осмотровые канавы с общим подвальным помещением (рис. 6.2) отличаются от обычных узких канав тем, что их стенки представляют собой столбы и несущие балки (в данном случае металлические), на которые устанавливают автомобили. Между осмотровыми канавами вместо пола кладут настил, при снятии которого межколейная узкая осмотровая канава превращается в колейный мост. Это улучшает санитарные условия и повышает удобство технического обслуживания.

Широкие осмотровые канавы длиннее обслуживаемого авто­мобиля на 1 — 1,2 м при ширине 1,4—3 м. Для работы сбоку пре­дусматриваются съемные трапы (решетки). Широкие осмотро­вые канавы удобнее при работах снизу, чем узкие, так как под автомобилем имеется большая свободная зона для размещения технологического оборудования, инструмента, запасных частей, обеспечивающая свободный маневр работающего снизу обслу­живающего персонала.

Широкие осмотровые канавы с колейным мостом позволяют обслуживать только те автомобили (группу автомобилей), кото­рые имеют ширину колеи, примерно равную колее моста.

Универсальными являются широкие осмотровые канавы с устройством для вывешивания автомобилей. Вывешивающие те­лежки перемещаются вдоль осмотровой канавы по рельсам.

В нишах стен осмотровых канав (узких и широких) устанав­ливаются низковольтные (до 42 В) светильники. В нишах сухих облицованных плиткой осмотровых канав допускается установка люминесцентных светильников напряжением 220 В. Осмотровые канавы должны иметь вентиляцию и обогреваться притоком те­плого воздуха, температурой 16—25 °С. Подача теплого воздуха не менее 200 мУч на каждый метр длины осмотровой канавы, скорость подачи 2,0—2,5 м/с, и угол потока теплого воздуха 45° к плоскости пола.

Для удаления отработавших газов автомобиля осмотровые ка­навы должны иметь специальные вытяжные устройства (рис. 6.3).

В зависимости от назначения осмотровые канавы оборудуются подъемными приспособлениями (подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для заправки автомобиля топливом, смазочными материалами.

Осмотровые канавы обеспечивают возможность одновремен­ного выполнения различных работ снизу и сверху.

Недостатками являются слабое естественное освещение ав­томобиля снизу, неудобство работ с некоторыми агрегатами и механизмами автомобиля.

Широкие осмотровые канавы относительно сложны в уст­ройстве. Для широких осмотровых канав требуется значительно большая площадь, чем для любого другого осмотрового устрой­ства. Существенным недостатком осмотровых канав всех типов является то, что они не позволяют производить быструю пере­планировку производственного помещения.

Эстакады

Эстакады представляют собой металлические, железобетон­ные и деревянные колейные мосты, расположенные выше уров­ня пола на 0,7—1,4 м, с рампами, имеющими уклон 20—25 % для въезда и съезда автомобиля. Эстакады могут быть тупиковые и прямоточные (рис. 6.4), стационарные или передвижные.

Для одновременного выполнения работ снизу, сбоку и свер­ху автомобиля, а также для сокращения площади используют полуэстакады высотой не более 0,8 м с неглубокой осмотровой канавой под ней.

Опрокидыватели

Опрокидыватели (рис. 6.5) предназначены для бокового на­клона автомобилей для выполнения сварочных работ, удаления продуктов коррозии, окраски, антикоррозионной обработки.

Наклоняя автомобиль под углом до 50°, опрокидыватель обеспечивает удобный доступ к нижней части автомобиля. Мак­симальная грузоподъемность опрокидывателя до 2 т, время оп­рокидывания до 100 с, общая масса опрокидывателя до 630 кг. Опрокидыватель можно устанавливать на любом этаже произ­водственного помещения.

Перед опрокидыванием с автомобиля предварительно сни­мают аккумуляторную батарею и герметизируют отверстие в пробке главного цилиндра тормозной системы. Опрокидывание производится в сторону, противоположную от горловины топ­ливного бака и маслоналивной горловины двигателя.