logo search
Туревский ч-1

6.2. Подъемно-транспортное оборудование

Подъемно-транспортные оборудования предназначены для подъема и транспортировки автомобилей, агрегатов и других грузов при выполнении ТО и ремонта автомобиля. На АТП при­меняют передвижные краны, грузовые тележки, подъемные руч­ные тали или электротельферы, перемещаемые по монорельсовым путям, и кран-балки.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при ТО и ремонте автомобилей, в зависимости от назначения и конст­рукции делятся на следующие устройства:

• конвейеры для перемещения автомобилей на поточных ли­ниях ЕО и ТО-1 грузовых автомобилей, автобусов и легко­вых автомобилей;

• подъемники напольные для ТО и ТР автомобилей: стацио­нарные, передвижные, электрогидравлические, электроме­ханические, одноплунжерные, двухплунжерные, стоечные и пр.;

• подъемники канавные — передвижные, стационарные, гид­равлические, одноплунжерные и т. д.;

• тележки передвижные для снятия и установки колес грузо­вых автомобилей и автобусов, снятия рессор грузовых ав­томобилей, транспортировки деталей и агрегатов;

• краны передвижные для замены агрегатов и механизмов грузовых автомобилей и автобусов, для снятия и переме­щения двигателей;

• приспособления для снятия и установки коробок передач грузовых автомобилей и гидромеханических передач авто­бусов;

• домкраты для вывешивания на небольшую высоту перед­ней или задней части автомобиля (передвижные грузо­подъемные механизмы, состоящие из силового агрегата и подъемного устройства гидравлического действия и ручно­го привода).

Подъемники служат для подъема автомобиля над уровнем пола на требуемую для удобства их технического обслуживания (ремонта) высоту. Их классификация приведена на рис. 6.6 и в табл. 6.2.

* Для гидравлических подъемников число плунжеров для электромеханиче­ских опорных стоек.

** В скобках число опорных стоек.

Подъемники могут быть механическими и гидравлическими (электрогидравлическими), с ручным и электрическим привода­ми. По месту установки подъемники подразделяются на наполь­ные и канавные. Опорные рамы подъемников могут быть колей­ными, межколейными, поперечными и с опорными траверсами.

Стационарные, напольные, гидравлические подъемники мо­гут быть одно-, двух-, трех- и многоплунжерными, грузоподъем­ностью 4, 8, 12 т и более.

В одноплунжерном гидравлическом подъемнике грузоподъ­емностью 4 т (рис. 6.7) при подъеме масло подается из бака на­сосом 2 через кран 3 и клапан 4 в нижнюю полость А цилиндра 5. Максимальная высота подъема — 1500 мм (за 45 с). При опус­кании подъемника электродвигатель / (мощность 4,5 кВт) не ра­ботает, плунжер опускается под силой тяжести автомобиля за 20 с. Скорость опускания при необходимости может регулиро­ваться с помощью клапана 4.

Подъем плунжера 7 с подъемной платформой ограничивает­ся упорной шайбой и направляющим цилиндром 5.

При достижении предельной высоты подъема срабатывает ре­дукционный клапан, отрегулированный на давление 780—980 кПа. В этом случае насос будет перекачивать масло по обводной маги­страли в бак вместимостью 350 л. С целью предотвращения самопроизвольного опускания плунжера и установленной на нем рамы, подъемник оборудуют предохранительными стойками 6 с отверстиями для установки фиксирующих стержней.

Недостатком одноплунжерного подъемника является затруд­ненный доступ к механизмам автомобиля снизу (в зоне плунже­ра), а также невозможность одновременного выполнения работ снизу и сверху автомобиля. Кроме того, подъемник чувствителен к перекосам плунжера, что вызывает самопроизвольное повора­чивание рамы с установленным па ней автомобилем.

Двухплунжерные гидравлические подъемники применяют для подъема автомобилей массой до 16 т. Они состоят из двух одноплунжерных гидравлических подъемников, цилиндры кото­рых заглубляются в полу. Плунжер каждого подъемника имеет короткую раму, а иногда вильчатую опору (подхват) для осей ав­томобиля. Обе стороны подъемника приводятся в действие с помощью одной силовой установки. Продолжительность подъема на полную высоту составляет 240 с, опускания — 90 с.

Рис. 6.7. Одноплунжерный гидравлический подъемник: / — электродвигатель; 2 — насос; 3 — кран управления; 4 — клапан; 5 — цилиндр; 6 — предохранитель­ная стойка; 7 — плунжер; А — нижняя полость цилиндра; РК — редукционный клапан

Двухплунжерные подъемники с раздельной рамой обеспечива­ют лучший доступ к автомобилю снизу и позволяют при необходи­мости установить автомобиль под наклоном (при наличии вильчатых подхватов), что облегчает его техническое обслуживание.

Двухплунжерный электрогидравлический универсальный подъемник (рис. 6.8) предназначен для поднятия грузовых авто­мобилей массой до 5 т и имеет вильчатые поворотные балки 2 с передвижными сменными подхватами 4 и тросоперетягивающее устройство, уравнивающее скорости перемещения плунжеров при неодинаковой нагрузке на них. Данный подъемник неповоротный. При его использовании требуется площадь больше, чем для одноплунжерного.

Рис. 6.8. Двухплунжерный электрогидравлический подъемник П-111: 1 — плита платформы; 2 — балка платформы: 3 -- барабан; 4 — подхват; 5— четырехклиновый зажим троса; б — толкающая груба синхронизирующей стрелы; 7— трос; 8 — кожух толкающей трубы; 9 — цилиндр в сборе; 10 и 12 — малый и большой блоки соответственно; 11— предохранительный стержень; 13 - пастил; 14 —маслопровод

Гидравлические напольные подъемники могут быть четы­рех-, шести - и восьмистоечными. Данные подъемники устанав­ливаются на полу второго этажа и выше.

Несмотря на некоторые преимущества по сравнению с осмотровыми канавами гидравлические подъемники обладают ря­дом существенных недостатков. Гидравлические подъемники недостаточно надежны в работе, так как вследствие износа или де­формации уплотняющих манжет плунжера может происходить самопроизвольное опускание платформы с автомобилем. Гидравлические подъемники, заглубляемые в полу, сильно затрудняют и удорожают перепланировку производственных по­мещений. Кроме того, без дополнительных устройств их нельзя устанавливать на межэтажных перекрытиях.

Электромеханические стационарные подъемники (рис. 6.9) могут быть одно - и шестистоечныс грузоподъемностью от 1,5 до 14 т и более. В этой группе подъемников используются винто-нан, цепная, тросовая, карданная или рычажно-шарнирная силовые передачи, приводимые в действие электродвигателем.

Двухстоечный стационарный электромеханический подъем­ник П-133 предназначен для подъема легковых автомобилей массой до 2 т, имеет четыре передвижных подхвата 5, посредст-ном которых подъем автомобиля осуществляется за его кузов. Подхваты упираются в кузов автомобиля в местах, предназна­ченных для упора домкрата, что обеспечивает выполнение работ по ТО и ТР всех агрегатов и механизмов, расположенных снизу автомобиля. Для ТО и ремонта колес автомобиль поднимают на необходимую высоту. Время подъема подхватов на полную вы­мну (1700 мм) 90 с. Вдоль двух стоек 3 посредством грузонесущих винтов и грузовых гаек 2 перемещаются каретки 4 с балка­ми 6 подхватов. Общая мощность двух электродвигателей 1 – 2,2 кВт.

Страхующая гайка и концевые выключатели, ограничивающие перемещение кареток, обеспечивают безопасность вы­полнения работ. Одновременное выполнение работ сверху и снизу невозможно.

Четырехстоечные электромеханические подъемники грузо­подъемностью от 3 до 7 т могут иметь винтовую, цепную, тросовую или карданную передачу.

Данные подъемники крепятся к полу болтами и могут уста­навливаться на межэтажных перекрытиях.

Конструкция винтового четырехстоечного подъемника слож­нее, чем цепного или тросового. Требуется тщательный уход за винтовой парой и коническими зубчатыми передачами. Но он отличается большой грузоподъемностью и надежностью.

Рассмотренные выше гидравлические и электромеханические подъемники по сравнению с осмотровыми канавами обес­печивают большее удобство при выполнении ТО или ремонта автомобилей, так как работы производятся на уровне пола поме­щения при достаточном естественном освещении, и свободном перемещении обслуживающего персонала. Однако не возможно одновременное выполнение работ сверху и снизу автомобиля.

Данного недостатка нет у подъемников балконного типа (рис. 6.10).

Их принципиальное отличие от четырехстоечных подъемников заключается в том, что вместе с колейной рамой поднимает­ся рабочая площадка (балкон), позволяющая одновременно производить работы на различных уровнях (сверху и снизу автомобиля). Производительность работ на таких подъемниках выше, чем на осмотровых канавах и подъемниках без балконов.

Канавные подъемники используют для вывешивания перед­него или заднего мостов при работах в осмотровых канавах. Дан­ные подъемники могут быть гидравлическими, электромехани­ческими, с одной, двумя и четырьмя стойками.

Подъемники данного типа, обладая достаточной грузоподъ­емностью, не закрывают доступа к агрегатам автомобиля сни­зу, обеспечивают свободный проход рабочих вдоль осмотровой канавы.

На рис. 6.11 показано устройство для замены агрегатов авто­мобилей на осмотровой канаве. Тележка 12 данного устройства имеет два колеса, одно из которых (колесо 10) металлическое может перемещаться внутри двутавровой балки 9, а обрезиненное колесо 11 перемещается по полу осмотровой канавы; ил пневмоцилиндр 8 и гидроцилиндр 14 опирается пантограф 3 и подъемная стрела 4. К пантографу 3 и подъемной стреле 4 под­соединены сменный захват 1 с помощью соединительной ручки 2. Тележку подводят к нужной точке автомобиля и с помощью пневмо- и гидроподъемников осуществляют подъем пантографа и стрелы с захватом к необходимому агрегату автомобиля. Золотником 6 аккуратно снимают или устанавливают на штанинместо данный агрегат и поддерживают его до полного выполнения технологической операции. С помощью данного устройства можно и транспортировать агрегат вдоль осмотровой канавы, и погрузить его на напольную тележку для доставки его в агрегат­ный цех или на промежуточный склад.

6.3. Монорельсы, кран-балки и другое подъемно-транспортное оборудование

Для снятия и установки агрегатов автомобиля используют кран-балки (мостовые краны), ручные и электрические тали.

Выпускаются кран-балки грузоподъемностью от 1,0 до 3,2 т, тали — от 0,25 до 1 т. С их помощью осуществляются подъем­но-транспортные работы в любой точке рабочего помещения.

Тали, передвигаются по подвесным однорельсовым путям. Наименьший радиус закругления 1,5 м.

Передвижные краны (рис. 6.12) используют в случае отсутствия монорельсовых подъемных устройств или кран-балок. Грузоподъемность передвижных кранов до 1000 кг при минималь­ном вылете стрелы и до 200 кг при максимальном. Поднятый краном груз перемещают на небольшие расстояния.

Передвижной домкрат (рис. 6.13) предназначен для подъема передних и задних частей автомобиля при работах на напольных площадках, не оборудованных осмотровыми канавами. ля автомобильного транспорта выпускаются передвижные домкраты грузоподъемностью от 1 до 12,5 т.

Грузовые тележки служат для горизонтального перемещения различных грузов внутри производственного помещения, а так­же для снятия и установки различных агрегатов автомобиля.

Конвейеры. При техническом обслуживании автомобилей и на механизированных мойках применяют конвейеры для пере­движения автомобилей при организации работ поточным ме­тодом.

Классификация конвейеров представлена на рис. 6.14.

Толкающие конвейеры (рис. 6.15) перемещают автомобили с помощью толкателя или несущей тележки. Толкатели передают усилия, упираясь в передний или задний мост или заднее колесо автомобиля. В качестве тягового органа в толкающих конвейерах используются втулочно-роликовая цепь, трос или жесткая штанга с гибкими элементами па концах. Трос и штанга используют­ся в конвейерах периодического действия с возвратно-поступа­тельным движением толкателей. Цепи применяются в конвейе­рах периодического или непрерывного действия.

Приводная станция служит для приведения в движение тяго­вого органа (цепи, троса) и состоит из редуктора, электродвига­теля, клиноременной передачи и ведущей звездочки. Скорость движения конвейера изменяется с помощью двухступенчатых шкивов или редукторов. Конвейеры могут быть с правым и ле­вым расположением приводной станции относительно оси кон­вейера.

Натяжная станция служит для регулировки натяжения цепи (троса), которое осуществляется с помощью винтового механиз­ма или противовеса.

Тяговый орган толкающих конвейеров i состоит из ветви пла­стинчато-втулочной цепи, в которую вмонтированы толкающие тележки. Шаг толкателей выбирается в зависимости от типа автомобиля. Каждая тележка опирается на четыре катка, перекатывающихся по направляющим путям.

Толкатели установлены на цепи шарнирно и могут наклоняться в сторону движения конвейера при прохождении над ними колес или низко расположенных частей автомобиля. В ис­тце положение толкатели возвращаются с помощью пружи­ны Автомобили въезжают на конвейер со стороны натяжной станции..

Рис. 6.15. Толкающий конвейер: 1 – приводная станция; 2 – толкающая тележка; 3 – цепи; 4 – натяжная станция; 5 – направляющая; 6 - звёздочка

Несущие конвейеры представляют собой транспортирующую I конечную цепную ленту, движущуюся по направляющим пу-и1м с помощью приводной станции. Несущие конвейеры могут Иметь одну или две цепные ленты. Автомобиль устанавливается и.i цепи колесами или вывешивается, опираясь на цепи перед­ними и задними мостами. Конвейеры с одной цепью более просты и экономичнее в эксплуатации.

Автомобиль может устанавливаться на несущий конвейер в продольном или поперечном направлении. Конструкция конвейеров с поперечным расположением автомобилей сложнее. Они дороже и применяются реже — в тех случаях, когда для установки конвейера с продольным расположением автомобилей имеющемся производственном помещении нет достаточ­ною места.

Для выполнения ЕО автомобилей могут использоваться несущие конвейеры с одной или двумя ветвями с продольным рас­положением автомобилей.

Тянущие конвейеры имеют замкнутую цепь, расположенную вдоль поточной линии обслуживания снизу или сверху автомо­биля. Автомобиль крепят к тяговой цепи буксирным захватом за Передний буксирный крюк. Он перемещается, перекатываясь на своих колесах. В конце линии захват автоматически отцепляется 01 автомобиля. Данные конвейеры одноколейные с продольным и травлением движения автомобиля.

Тянущие конвейеры имеют ограниченное применение из-за дополнительных операций: прицепка и перенос освободившихся захватов на начало линии. При верхнем расположении конвейера перенос освободившихся захватов не требуется.

Конвейеры с верхним расположением тяговой цепи удобнее при обслуживании автомобиля снизу и могут устанавливаться на Межэтажных перекрытиях.

Управление конвейером. Современные гаражные конвейеры обычно имеют автоматическое управление. Пуском и движением конвейера управляет оператор с помощью специального пульта. Остановка конвейера производится автоматически без участия оператора. Автомобиль, перемещенный на последний рабочий пост, своими колесами нажимает на концевые выключатели.

Оператор включает пуск конвейера после того, как на пульт управления поступит сигнал об окончании работ на всех рабочих постах. Дополнительно оператор связан с рабочими постами громкоговорящей связью, по которой он сообщает о пуске кон­вейера. Кроме этого может подаваться звуковой или световой сиг­налы. Осмотровые канавы, оборудованные конвейерами, имеют боковые траншейные входы и не должны иметь входы с торцов.

Выпускаются несколько моделей конвейеров, различных мо­дификаций, отличающиеся длиной (от 26 до 52 м) и числом од­новременно нагруженных толкателей (от 3 до 12) для перемеще­ния автомобилей различных марок.

Одни конвейеры предназначены для линий ЕО, другие - для линий ТО-1. Для ТО-2 конвейеры используются редко, глав­ным образом для унифицированных линий (ТО-1 и ТО-2 в раз­ные смены).

Эффективность использования конвейеров при проведении ЕО, зависит от наличия или отсутствия на той же линии рабочих постов с выполнением ручных операций (уборка, обтирка, доза-' правка, контроль). В первом случае, чтобы обслуживающий пер­сонал мог работать вручную, приходится снижать скорость кон­вейера и производительность механизированной моечной установки используется неполностью. Во втором случае возникают сложности с организацией всех работ кроме моечных, так как! уборочные, контрольные и дозаправочные работы трудно меха­низировать.

При всех обстоятельствах технологический процесс ТО с применением конвейера более эффективен: производительность труда и ритмичность работы повышаются. Для ТР конвейеры используются только в порядке выполнения нетрудоемких ра­бот, сопутствующих ТО.

Обоснование выбора типа осмотрового и подъемно-транс­портного оборудования зависит от выбранного способа выполнения работ, технологии и помещения, в котором производятся операции. Но главным критерием служит экономическое обос­нование применения того или иного оборудования с учетом его стоимости и эффективности.