logo search
Туревский ч-1

14.3. Регулировка карбюратора на режиме холостого хода с определением состава отработанных газов

Для двигателей грузовых автомобилей применяют карбюра­торы с параллельным открытием дроссельных заслонок, с двумя регулировочными винтами.

Регулировка карбюраторов для установления минимальной частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода осуществляется при полностью прогретом двигателе и исправ­ной системе зажигания с помощью упорного винта 2 (рис. 14.3), ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двух регу­лировочных винтов /, изменяющих состав горючей смеси. Осо­бое внимание должно быть обращено на правильность установ­ки момента зажигания, исправность свечей зажигания и величи­ну зазора между электродами. Следует учитывать то, что карбюратор двухкамерный и состав горючей смеси в одной камере регулируется соответствующим винтом независимо от со­става смеси в другой камере. При завертывании винтов горючая смесь обедняется, а при отвертывании обогащается.

При регулировке карбюратора на режиме холостого хода из­меряются содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах. Для этого необходимо выполнить следующее:

• установить рычаг коробки передач в нейтральное положе­ние;

• подсоединить к двигателю тахометр;

• пустить и прогреть двигатель до температуры 80—90 °С;

• установить пробоотборное устройство газоанализатора в трубу глушителя на глубину 300 мм от ее среза;

• установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 500-600 мин ';

• измерить содержание СО и СН в отработавших газах.

Замер следует проводить не ранее чем через 30 с после того, как установится необходимая частота вращения коленчатого вала.

После окончания регулировки проверяют приемистость хо­рошо прогретого двигателя как медленным, так и быстрым от­крыванием дросселей, а также при движении автомобиля во вре­мя резких разгонов. При этом не должно наблюдаться перебоев, «провалов» или хлопков в карбюраторе при переходе с режима холостого хода на режим с нагрузкой.

Токсичность отработанных газов на холостом ходу проверя­ют, с использованием газоанализаторов, ГАИ-1, И-СО или ИНФРАКЛР.

Порядок испытаний определяет ГОСТ 17.2.2.03—87. Перед проведением необходимых измерений двигатель должен прора­ботать не менее 1 мин в режиме проверки. Пробоотборник вставляют в выпускную трубу на глубину 300 мм. Газ засасывает­ся с помощью насоса, размещенного в корпусе прибора, прохо­дит через фильтр и поступает в блок измерения. Измерения вы­полняют при минимальной устойчивой частоте вращения колен­чатого вала на режиме холостого хода и при частоте вращения коленчатого вала соответствующей 60 % номинальной.

В первом случае содержание СО не должно превышать 1,5 % (по объему), а во втором — 2 %.

Нормы содержания СО в отработавших газах для автомобилей различного года выпуска

Год выпуска автомобиля Процентное содержание СО в ОГ

1978………………………………………………….......................................3,5-2,0

С 1978 до 1980………………………………………….................................2,0-1,5

После 1980……………………………………………...................................1,5-1,0

Повышенное содержание СО при минимальной частоте вра­щения коленчатого вала указывает на неправильную регулиров­ку карбюратора, а при большей частоте вращения — на неис­правность главной дозирующей системы или на неплотность прилегания клапанов экономайзера и ускорительного насоса.

Если содержание СО не соответствует норме, следует отрегу­лировать карбюратор винтами /, предварительно сняв пломбу и пломбировочную крышку, изменяющими состав горючей смеси. Состав горючей смеси в каждой камере карбюратора регулирует­ся отдельным винтом.

При повышенном содержании окиси углерода в отработав­ших газах надо винты / завернуть на '/4 оборота, и после стаби­лизации показаний газоанализатора зафиксировать их. При не­обходимости операцию следует повторить. При регулировке кар­бюратора с помощью винтов необходимо постоянно следить за показаниями тахометра и газоанализатора. Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и поддерживаться по­средством регулирования с помощью упорного винта дроссель­ных заслонок.

Если содержание СН превышает норму, а содержание СО существенно меньше нормы, то следует немного обогатить горючую смесь, равномерно отвернув на '/4— '/2 оборота каждый и i винтов 1.

После регулировки на режиме холостого хода необходимо измерить содержание СО и СН в отработавших газах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1900—2600 мин '. Состав горючей смеси на данном режиме работы двигателя не регулиру­ется. При отклонении содержания СО и СН необходимо устано­вить причину.

Повышенное содержание СО и СН в отработавших газах мо­жет свидетельствовать о не герметичности уплотнения топлив­ных жиклеров или других топливодозируюших элементов, о по­вышенном уровне топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправности системы зажигания. После окончания регулиров­ки необходимо восстановить пломбы регулировочных винтов.

Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечи­вать устойчивую работу исправного двигателя на режиме холо­стого хода.

Промывать карбюратор необходимо чистым бензином или ацетоном с последующей продувкой его сжатым воздухом. В кар­бюраторе имеются резиновые и прорезиненные детали, поэтому промывку ацетоном или растворителем на его основе следует проводить только после снятия этих деталей.