logo search
Туревский ч-1

2.4. Корректирование нормативов на то и ремонт с учетом конкретных условий эксплуатации автомобиля

Нормативы на ТО и ремонт определяются относительно эта­лонных условий эксплуатации автомобилей.

За эталонные условия эксплуатации принята работа автомо­биля, имеющего пробег, соответствующий 50—75 % пробега ав­томобиля по техническому условию до капитального ремонта в умеренной климатической зоне по загородным дорогам с ас­фальтобетонным и приравненным к нему покрытием. При этом предусматривается, что ТО и ТР выполняются на авторемонтных предприятиях (АТП), имеющих в своем составе 200—300 автомо­билей.

При работе в иных условиях эксплуатации нормативы на ТО и ремонт корректируются. Имеет место два основных вида кор­ректирования данных нормативов.

Первый вид корректирования нормативов — ресурсный основывается на изменении уровней надежности автомобилей, рабо­тающих в различных условиях эксплуатации, что приводит к из­менению материальных ресурсов, необходимых для проведения ТО и ремонта автомобилей.

Второй вид корректирования нормативов оперативный про­водится на АТП с целью повышения работоспособности автомо­билей путем изменения состава операций ТО с учетом конструк­ций, условий эксплуатации автомобилей и особенностей данно­го АТП.

Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения на АТП нормативов, рекомендуемых Положением и основывается на объективных данных действующей системы учета по отказам и неисправностям, затратам на ТО и ремонт, а также результатах контрольно-диагностических работ.

Основным методом корректирования является анализ вы­полняемых на данном АТП операций ТО, диагностирования и возникающей при этом потребности в ТР, которые связаны с ре­жимами и качеством выполнения профилактических работ. При этом в перечень профилактических операций могут вноситься часто повторяющиеся операции ТР, снижающие работоспособ­ность автомобиля, и исключаются нехарактерные в данных усло­виях эксплуатации операции ТО.

Производственная программа АТП по ТО — планируемое число технического обслуживания данного вида (ЕО, ТО-1, ТО-2) за определенный период времени (год, сутки), а также число капитальных ремонтов за год.

Число ТР за этот же период времени не определяется, так как для ТР автомобиля, его агрегатов и систем не установле­ны нормативы периодичности ТР они выполняются по по­требности.

На АТП производственная годовая программа по каждому Виду ТО рассчитывается по так называемому «годовому методу».

Обычно парк АТП разномарочный и поэтому расчет программы ведется для каждой принятой к расчету модели автомо­биля.

Учитывая то обстоятельство, что ТО автопоездов производителя, как правило, без расцепки тягача и прицепа, расчет производственной программы для автопоезда выполняется как для целой единицы аналогично расчету для одиночного автомобиля.

Определение нормативов на ТО и ремонт

Перед расчетом производственной программы и годового объема работ устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2, и определяется расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоемкость ТР па 1000 км пробега автомобиля, определяется пробег автомобиля до КР, которые берутся из Положения о тех­ническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомо­бильного транспорта и корректируются в зависимости от катего­рии условий эксплуатации (КУЭ) автомобилей (умножаются на соответствующие коэффициенты).

Корректирующие коэффициенты учитывают следующее:

• периодичность ТО;

• пробег автомобиля до КР;

• трудоемкость ТО;

• трудоемкость ТР.

Коэффициент корректирования равен единице, если выпол­няются следующие условия:

• категория условий эксплуатации КУЭ (по Положению) — 1;

• модели автомобилей — базовые;

• климатическая зона — умеренная с умеренной агрессивно­стью окружающей среды.

Рассмотрим случай корректирования нормативов по перио­дичности ТО.

Положением устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2 (L1 L2 соответственно) для подвижного состава автомобилей вы­пуска после 1984 г., эксплуатирующихся в КУЭ 1 (умеренная климатическая зона с умеренной агрессивностью окружающей среды).

Так как эксплуатация подвижного состава рассматриваемого парка производится в КУЭ 1 и иной климатической зоне с уме­ренной агрессивностью окружающей среды необходимо скор­ректировать периодичность ТО-1 и ТО-2 для этих условий.

Периодичность технического обслуживания

Таблица 2.2.