logo search
Туревский ч-1

13.5. Влияние накипи на работу двигателя, предупреждение и удаление накипи из системы охлаждения

Если охлаждающей жидкостью является вода, в системе ох­лаждения образуется накипь, ухудшающая теплообмен. Удаляют накипь специальными составами. При их отсутствии в условиях АТП для двигателей с чугунной головкой блока цилиндров можно использовать раствор каустика (700—1000 г каустика и Г»)' керосина на 10 л воды).

Таблица 13.1. Составы растворов для удаления накипи

Раствор

Количество реагента на 1 кг воды, кг

Продолжите/inм: | обработки, ч

Для всех двигателей

Техническая молочная кислота

0,6

1-3

Хромпик или хромовый ангидрид

0,2

8-10

Соляная кислота с замедлителями (ингибиторами) кислот­ной коррозии

0,25-0,5

0,5-1

Смесь:

кальцинированная сода хромпик

1-1,2 0,02-0,03

10-12

Для двигателей с чугунной головкой блока цилиндров

Техническая соляная кислота

0,25-0,5

0,5-1

Смесь:

тринатрийфосфат кальцинированная сода

0,45 0,55

10-12

При незначительной накипи полости системы охлаждении двигателя и радиатора промывают водой, а при значительна отложении накипи — моющим раствором. Полости системы охлаждения двигателя и радиатора промывают раздельно, чтобы продукты коррозии не попали в радиатор.

Перед промывкой радиатор отсоединяют от двигателя, спи мают термостат и открывают или вывертывают сливные краники. Струю воды под давлением 0,15—0,2 МПа подают раздельно в рубашку охлаждения и радиатор в направлении, обратном направлению движения жидкости при работе двигателя. Промывают систему охлаждения до тех пор, пока выходящая вода не станет совершенно чистой. Для улучшения качества и ускорения процесса промывки одновременно с водой для ее вспенивании можно подавать воздух под давлением не более 0,1 МПа.

Для удаления накипи из системы охлаждения двигателя с блоком цилиндра из алюминиевого сплава используют раствор хромпика (4—8 г на 1 л воды), или хромового ангидрида (200 | на 10 л воды). Раствор заливают и выдерживают в системе охлаждения 7—10 ч. Затем пускают двигатель на 15—20 мин (при частоте вращения коленчатого вала). Слив раствор, систему охлаждения промывают чистой подогретой водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости при работе двигателя, пропустив через систему 15-кратный объем воды в течение 10 мин при открытых сливных кранах и отсоединенном нижнем шланге радиатора.

Раствор с меньшим содержанием хромпика применять нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы и охлаждения.

Для удаления накипи из системы охлаждения двигателей марки «ЗИЛ» применяют двухпроцентный раствор технического трилона. Б (20 г трилона Б на 1 л воды). Раствор заливают в систему охлаждения, и двигатель работает 6—7 ч, после чего раствор заменяют на свежий. Через 4—5 дней работы для последней промывки в систему охлаждения заливают слабый раствор трилона Б (2 г трилона Б на 1 л воды). Окончательно систему охлаждения двигателя промывают чистой подогретой водой так же, in и двигателя с головкой и блоком из алюминиевого сплава. При промывке системы охлаждения следует соблюдать осторожно, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.