logo search
Туревский ч-1

14.1. Отказы и неисправности системы питания карбюраторных двигателей и их причины

Различные нарушения работы карбюратора чаще всего про­являются в ухудшении ездовых показателей автомобиля, т. е. со­вокупность факторов, определяющих ощущения водителя при воздействии на педаль управления дроссельной заслонкой, кото­рые он субъективно связывает с ускорением автомобиля. Орга­низм человека очень чувствителен к ускорению и реагирует даже на небольшие его изменения. О неисправности, предположи­тельно являющейся следствием неисправности карбюратора, можно говорить, если при изменении положения дроссельной заслонки не происходит ожидаемого привычного изменения скорости движения автомобиля, т. е. ускорения.

Основные неисправности системы питания проявляются, как правило, в нарушении работы дозирующих систем карбюратора, в результате чего он приготовляет чрезмерно богатую или бед­ную горючую смесь, при сгорании которой двигатель не разви­вает полной мощности, перерасходует бензин и выбрасывает с отработавшими газами много токсичных веществ.

Провал — хорошо воспринимаемое, достаточно продолжи­тельное (от 0,5 до 5 с и более) уменьшение ускорения вплоть до перехода в замедление, несмотря на открытие дроссельных заслонок. Степень его проявления характеризуется термином «глу­бина» по аналогии с ямой на дороге.

Рывок — тот же провал, но более ограниченный во времени (0,1-0,4 с).

Подергивание — серия следующих один за другим легких ко­ротких рывков.

Раскачивание — серия следующих один за другим провалов.

Вялый разгон — низкая интенсивность увеличения скорости движения автомобиля.

Признаком сильного нарушения дозирования горючей смеси карбюратором является работа двигателя с резкими хлопками («стрельба») в карбюратор при переобеднении смеси и в глуши­тель при переобогащении. Признаком работы двигателя на пере обедненной смеси является также его перегрев. При сильном пе­реобогащении горючей смеси отработавшие газы приобретают темный цвет.

Распространенной причиной неисправности карбюратор является установка жиклеров несоответствующей пропускной способности.

Причинами переобогащения горючей смеси являются высо­кий уровень топлива в поплавковой камере, отворачивание и выпадение жиклеров, засмоления воздушных жиклеров, потеря герметичности клапаном экономайзера и нарушение регулиров­ки его привода, неполное открытие воздушной заслонки.

Переобеднение горючей смеси может иметь место, как при уменьшении подачи бензина, так и при подсосе воздуха в местах крепления карбюратора и впускного трубопровода к головке блока цилиндров. Переобеднение смеси, возможно, из-за малой подачи бензина в карбюратор, повреждения мембраны подкачи­вающего насоса или неплотного прилегания его клапанов, неплотного крепления топливопроводов к штуцерам, низкого уровня бензина в поплавковой камере. В результате происходит «вялое» сгорание топлива, падение мощности и перегрев двига­теля. Кроме того, пламя от догорающей горючей смеси может попасть через уже открывающийся впускной клапан во впуск­ной коллектор, вызвать в нем хлопки или взрывообразное сгора­ние и пожар в подкапотном пространстве.

Причины переобеднения горючей смеси:

заедание воздушного клапана в пробке бензобака, засорение шламом топливопроводов и осмоление фильтров;

образование паровых пробок в системе подачи топлива (про­исходит обычно в жаркое время года при перегреве двига­теля и бензонасоса);

образование ледяных пробок в системе топливоподачи (про­исходит при замерзании конденсата воды, причем при за­мерзании воды увеличивается объем, ледяные пробки мо­гут полностью перекрыть трубопровод);

подсос воздуха через не плотности с образованием воздуш­ных пробок (происходит в штуцерных соединениях, через прокладки, из-под крышек фильтров и т. д.);

Причины переобогащения горючей смеси из-за неисправности бензонасоса:

ослабление креплениячрезмерная растянутость, коробле­ние или разрыв эластичных пластин мембраны, при этом значительно ухудшается всасывающая способность;

поломка или засорение клапанов;

уменьшение упругости рабочей пружины бензонасоса — в ре­зультате снижается давление подаваемого к карбюратору топлива, что приводит к снижению уровня топлива в по­плавковой камере;

поломка или повышенное изнашивание деталей приводауменьшается ход мембраны, ухудшается всасывающая спо­собность и снижается количество подаваемого топлива;

коробление стыковочных плоскостей крышки и корпуса бен­зонасоса происходит при ослаблении их крепления, осо­бенно при перегреве двигателя и самого бензонасоса, из­готовленного из легкого сплава, при этом бензонасос мо­жет полностью прекратить подачу топлива.

В то же время излишнее обогащение горючей смеси вызыва­ет ускоренное изнашивание цилиндропоршневой группы дета­лей; особенно ускоряет изнашивание двигателя плохая очистка воздуха воздушным фильтром.

Соотношение объемов воздуха и топлива при различных ре­жимах работы двигателя имеет большое значение для процесса сгорания горючей (рабочей) смеси — даже незначительное от­клонение этого соотношения от нормы приводит к целому ряду негативных явлений.

Переобогащение рабочей смеси приводит:

• к неполному сгоранию топлива;

• смыву смазочного материала с зеркала цилиндров;

• к неустойчивой работе и потере мощности двигателя, с од­новременным его перегревом;

• к повышению расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, сопровождающегося выхлопами тем­но-бурого дыма.

Если уровень топлива в поплавковой камере превышает норму, то это связано, как правило, с неправильной регулировкой и потерей герметичности поплавка, с заеданием игольчатого клапана в гнезде или его изнашиванием.

Изнашивание топливных жиклеров приводит к увеличению диаметров жиклеров и к повышению их пропускной способ­ности.

Причиной этого может стать неправильная регулировка дози­рующих систем карбюратора, например, для холостого хода ус­тановлен слишком ранний момент начала открытия клапана экономайзера или неисправность привода различных систем кар­бюратора — механического, пневматического, комбинирован­ного или электронного типа, засорение воздушных фильтров, что приводит к засорению воздушных жиклеров, которые забива­ются пылью или происходит их закоксовывание смолистыми веществами, попадающими через трубку вентиляции поддона картера.