logo search
Туревский ч-1

13.4. То систем охлаждения

Температура воды в системах охлаждения большинства дви­гателей 80±5 °С, что обусловливает испарение охлаждающей жидкости при увеличении температуры в системе охлаждения или при снижении атмосферного давления. Например, при экс­плуатации автомобиля в горных условиях на высоте 2000 м над уровнем моря атмосферное давление может достигать 0,078 МПа, а при таком давлении температура кипения воды 91 °С. В этих случаях прибегают к герметизации системы охлаждения и увели­чению давления.

При повышении давления в системе охлаждения до 0,2 МПа температура кипения воды 119°С. Использование герметизиро­ванных систем охлаждения с повышенной температурой охлаж­дающей жидкости позволяет увеличить температурный перепад в системе охлаждения и благодаря этому повысить эффективность теплообменных процессов. Это ведет к снижению количества охлаждающей жидкости, уменьшению потребной поверхности радиатора и сокращению теплопотерь в охлаждающую жидкость. При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсут­ствие подтеканий. При необходимости доливают охлаждающую жидкость или чистую воду. В условиях безгаражного хранения автомобилей при использовании в системе охлаждения воды в холодное время года после окончания работы воду сливают.

При ТО-1 проверяют герметичность соединений и при необ­ходимости устраняют неисправность, проверяют состояние и на­тяжение приводных ремней и при необходимости регулируют их

натяжение.

При ТО-2 проверяют крепление и при необходимости закре­пляют радиатор, жалюзи, ступицу шкива и крыльчатку вентиля­тора. Проверяют действие жалюзи и паро-воздушного клапана, осевое перемещение вала жидкостного насоса и радиальный зазор в его подшипниках, для чего ступицу вентилятора слегка по­качивают в продольном и радиальном направлениях. Осевое пе­ремещение вала и радиальный зазор не допускаются.

При подготовке к зимнему сезону систему охлаждения про­мывают и проверяют состояние и надежность крепления утепли­тельного чехла.

Герметичность радиаторов восстанавливают пайкой мест по­вреждения. Сильно поврежденные трубки заменяют новыми, места установки пропаивают.

Пайка радиаторов из латунных сплавов сложностей не вызы­вает. Труднее ремонтировать радиаторы из сплавов алюминия. Для этого используют газовые горелки, специальный присадоч­ный материал и припой. Место для пайки надо нагреть до тем­пературы 400—560 °С.

Перед установкой на автомобиль герметичность радиатора испытывают сжатым воздухом под давлением 0,1 МПа в течение 3—5 мин. При испытании водой давление должно быть 0,1-0,15 МПа.

Исправный термостат должен обеспечивать отключение ра­диатора при температуре ниже нижнего предела нагрева охлаж­дающей жидкости (жидкость циркулирует по малому кругу). Полное включение радиатора должно происходить при достиже­нии жидкостью в системе охлаждения верхнего температурного предела (жидкость циркулирует по большому кругу).

Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке прибо­ров для двигателя КамАЗ-740 — 80 °С, для двигателей марок «ЯМЗ», «ЗИЛ», «ЗМЗ» - 70 °С.

Жидкостные термостаты некоторых грузовых автомобилей при потере герметичности заполняют 15%-ным раствором эти­лового спирта и запаивают мягким припоем. Многие двигатели оснащены порошковыми (фракция церезина в смеси с алюми­ниевой пудрой) термостатами. Проверяют термостаты в горячей воде. Для более точной проверки термостата его следует снять с двигателя при повторных ТО-2, очистить от накипи и проверить. При проверке термостата двигателя КамАЗ-740 (рис. 13.3) его следует погрузить в подогреваемую ванну 5 емкостью 3 л водой с таким расчетом, чтобы уровень воды был выше фланца термостата. Когда температура воды достигнет 70 "С нагревать ее сле­дует медленнее перемешивая воду, скорость нагревания не более 3 ° С/мин. Для измерения температуры воды используют термо­метр 2 (цена деления 1 °С). По индикатору 3 проверяют начало открытия клапана термостата, соответствующее температуре, при которой ход клапана составляет 0,1 мм.

Начало открытия клапана термостата должно происходить при температуре 78—82 °С, а полное открытие — при температу­ре 91—95 "С. Величина полного хода клапана термостата должна быть не менее 8,5 мм.

Для порошкового термостата, например автомобиля АЗЛК-2141, температура начала открытия клапана — 77—81 °С. Началом открытия клапана считается его перемещение на 0,1 мм. Полностью термостат должен открываться при темпера­туре 94 °С (ход клапана не менее 6 мм).