logo search
Туревский ч-1

Глава 14

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

На систему питания карбюраторных двигателей приходится до 5 % отказов от общего числа отказов по автомобилю в целом.

Одно из основных требований к системе питания — выпол­нение экологических требований: минимальный выброс токсич­ных веществ с отработавшими газами, вентиляция картера, практически полное исключение попадания паров топлива из поплавковой камеры и топливного бака в окружающую среду. Наряду с этим необходимо обеспечить оптимальные составы го­рючей смеси на всех режимах работы двигателя для достижения минимального расхода топлива, а также хорошие ездовые пока­затели: отсутствие рывков, провалов, особенно на переменных режимах, хорошие динамические показатели разгона, макси­мальную скорость. Как правило, эти требования противоречат друг другу, поэтому необходимо находить компромиссные реше­ния. Например, на режиме пуска холодного двигателя вследст­вие низких температур и скоростей движения воздуха требуется дополнительное переобогащение горючей смеси. После пуска двигателя, особенно при отрицательных температурах поступаю­щего в систему питания воздуха, для компенсации ухудшения процессов испарения топлива требуется дополнительное обога­щение горючей смеси. Коэффициент избытка воздуха при этом составляет 0,7—0,9, что увеличивает расход топлива и выброс СО и СН с ОГ.

Двигатель работает в широком диапазоне скоростных и на­грузочных режимов. Каждый режим требует приготовления сис­темой питания горючей смеси определенного состава. Прихо­дится искать компромисс с учетом трех противоречивых требований: получение максимальной мощности, минимальных расходов топлива и низких выбросов вредных веществ с отрабо­тавшими газами. Поэтому системы питания разрабатываются так, чтобы обеспечить сложную программу дозирования состав­ляющих смеси. Она подбирается для каждой конкретной модели двигателя путем определения регулировочных характеристик по составу горючей смеси при различных частотах вращения колен­чатого вала двигателя и нагрузках. В карбюраторах классическо­го типа настройка дозирующей программы производится путем подбора топливных и воздушных жиклеров, сечений диффузо­ров и распылителей, введения механических экономайзеров, эконостатов, ускорительного насоса и других конструктивных элементов. В системах с электронным управлением карбюрато­ром или впрыска топлива по данным регулировочных испыта­ний задаются программы управления топливоподачей с учетом экологических требований.

На современных автомобилях в программу дозирования вво­дятся корректирующие сигналы от датчиков, учитывающих влияние неустановившихся режимов работы двигателя, его тех­нического состояния, внешних условий (давления, температуры и влажности окружающей среды) и других факторов.

Одним из видов аномального процесса сгорания является ра­бота двигателя после выключения зажигания. Это не калильное зажигание и не детонация. Известно, что при частоте вращения коленчатого вала 100—200 мин"1 горючая смесь нагревается от отработавших газов и подобно дизельному процессу начинается самовоспламенение.

Для исключения такого явления двигатели современных ав­томобилей оборудуются системой «антидизель». С этой целью в двигателях с непосредственным впрыском топлива в программе управления предусмотрено отключение подачи топлива сразу после выключения зажигания. У большинства зарубежных кар­бюраторов и в некоторых отечественных карбюраторах имеется электромагнитный клапан, перекрывающий топливный жиклер холостого хода. В карбюраторах с экономайзером принудитель­ного холостого хода при выключении зажигания предусмотрено отключение подачи горючей смеси.

Карбюраторы с системой электронного дозирования топлива совмещают все преимущества по смесеобразованию, которые имеют карбюраторы классической конструкции с высокой точностью дозирования смеси, которое могут обеспечить электрон­ные средства управления.

Большое значение имеют число и расположение смеситель­ных камер (воздушных каналов). Существуют однокамерные и многокамерные (обычно двухкамерные и четырехкамерные) карбюраторы с постоянным и с переменным сечением диффузоров. Многокамерные карбюраторы могут быть с последовательным и параллельным открытием дроссельных заслонок.