logo search
Туревский ч-1

8.1. Стенды для разборки и сборки агрегатов и узлов автомобилей

К основному ремонтному оборудованию относятся стенды для снятия с автомобилей агрегатов, которые оснащены различ­ными захватами и зажимами, а также всевозможными дополни­тельными механизмами, например, для сжатия пружин передней подвески, для поворота снятых агрегатов и т. д.

Требования, предъявляемые к стендам для разборо-сборочных работ:

Разборочно-сборочное оборудование

Для облегчения некоторых разборочно-сборочных работ ис­пользуют различные прессы (рис. 8.1).

В настоящее время начат выпуск напольного электрогидрав­лического пресса мод. Р-337 (с усилием на штоке до 500 кН и электродвигателем мощностью в 3,0 кВт).

Широкое распространение получили стенды для демонтажа (рис. 8.2), разборки и сборки (рис. 8.3) коробок передач; разбор­ки и сборки двигателей (рис. 8.4), мостов (рис. 8.5), редукторов автомобилей (рис. 8.6), рессор, подвесок и т. д.

Для демонтажа и монтажа автомобильных колес выпускают­ся специальные стенды с пневмо- или электроприводами с раз­личными способами крепления колес: механическим или пнев­матическим.

Отличаются данные стенды числом технологических мест: два или одно, и местом установки колес для отжатия бортов и демонтажа шины с диска.

На рис. 8.7, а показан стенд для демонтажа шин легковых автомобилей с двумя технологическими местами. Колесо для де­монтажа шины устанавливается последовательно на две пози­ции. Для отжатия бортов колесо устанавливают вертикально сначала одной стороной, затем другой. Исполнитель должен проворачивать колесо руками при этом пять раз наклоняться. На шинах с тугой посадкой бортов число таких действий увеличива­ется. Затем колесо следует установить на крепежный фланец для демонтажа шины с диска. При монтаже шины на диск, имею­щий осевое биение, повышается вероятность повреждения боко­вин. Данные стенды компактны и просты, но требуют больших усилий обслуживающего персонала.

На рис. 8.7, б показан стенд для демонтажа-монтажа шин с одним технологическим местом, который применяется на пред­приятиях с большим объемом работ. Иногда для отжатия бортов, если ранее не применялись смазывающие гели, усилий обкаточ­ных роликов недостаточно и приходится применять нестандарт­ные средства.

Стенды для монтажа колес грузовых автомобилей аналогич­ны стендам для легковых автомобилей разница лишь в том, что колесо располагается на рабочем органе вертикально. Для его подъема и опускания применяют автоматизированные ме­ханизмы.

Разборка и сборка резьбовых соединений, достаточно трудо­емкие операции. Разборка резьбовых соединений деталей, быв­ших в эксплуатации, из-за воздействия агрессивных химических веществ затруднена. Применение гайковертов, винтовертов, шпильковсртов позволяет повысить производительность и об­легчить труд обслуживающего персонала. На АТП широкое рас­пространение получили ударные гайковерты (рис. 8.8).

Отсутствие реактивного момента позволяет использовать их для разборки и сборки резьбовых соединений большого диамет­ра. Ударные гайковерты имеют меньшую массу по сравнению с гайковертами вращательного действия.

Гайковерты с пневматическим приводом (рис. 8.9) имеют меньшие габаритные размеры и массу по сравнению с электро­приводными. Они более безопасны в эксплуатации, однако их КПД ниже. Кроме того, для них требуется специальная аппарату­ра для очистки сжатого воздуха. К тому же на АТП давление в воздушных магистралях может меняться, а это влияет на рабочие параметры инструмента, т. е. усилие затяжки тоже меняется. Кроме того, при увеличении нагрузки резко снижается частота вращения рабочего органа инструмента.

Пневматический двигатель состоит из статора, изготовлен­ного из антифрикционного чугуна или стали марки 15, цементи­рованного на глубину 0,3—0,5 мм и закаленного до твердости 40...48HRC; ротора 10, изготовленного из стали марки 50 с зака­ленными торцами и радиальными пазами, в которых находятся текстолитовые лопатки 9. Лопатки при вращении ротора под действием центробежной силы прижимаются к внутренней по­верхности статора. Статор с торцов закрыт крышками. Ось вра­щения расположена эксцентрично относительно внутренней по­верхности статора. Сжатый воздух поступает через отверстие 8 в полость между соседними лопатками, воздействует на выступаю­щую часть правой лопатки и вращает ротор. Воздух, поступив­ший в двигатель раньше и находящийся между соседними пе­редними по направлению движения лопатками, также совершает дополнительную работу благодаря своему расширению до тех пор, пока лопатка не дойдет до отверстия 7, соединяющего по­лость двигателя с окружающей средой. Отверстия, расположен­ные по окружности в несколько рядов предупреждают сжатие воздуха при дальнейшем движении лопаток.

Инструменты с пневматическим приводом нашли широкое распространение благодаря простоте конструкции. Их торможе­ние вплоть до полной остановки при работе практически без­вредно для механизма.

Выбор гайковерта зависит от требуемого максимального кру­тящего момента для разборки и сборки резьбовых соединений. Так, например, для разборки соединения с резьбой М10 требует­ся крутящий момент 50—120 Н • м, а для резьбы М20 — 200—450 Н • м. Большинство гайковертов ударного действия обеспечивают 20—40 ударов в секунду. Предпочтительнее ис­пользование редкоударпых гайковертов (до 3 уд./с). Они имеют более высокий КПД и дают более точную (тарированную) за­тяжку резьбовых соединений.

Отечественной промышленностью выпускаются гайковерты:

• с большой частотой ударов — ИЭ-3114А и ИЭ-3117;

• редкоударные — ИЭ-3112 и ИЭ-3115А.

На АТП находят также применение гайковерты ИЭ-3106 (мощность электродвигателя 240 Вт, крутящий момент 63 Н-м) и ИЭ-3111 (мощность электродвигателя 400 Вт, крутящий мо­мент 250 Н-м).

Пневмогайковерты отечественного производства представле­ны моделями ИГО 112 (крутящий момент 100 Н/м максималь­ный диаметр резьбы 14 мм), ИГО 113 (крутящий момент 250 Н м, максимальный диаметр резьбы 18 мм), ППГ-16 (ре­версивный, крутящий момент 260 Н • м, максимальный диаметр резьбы 18 мм).