logo search
Туревский ч-1

12.3. Основные работы, выполняемые при то двигателя

При ТО-l двигателя выполняют следующие работы. Проводят общие контрольно-осмотровые работы. Проверяют крепление двигателя и узлов систем питания и выпуска отработавших газов.

Компрессию в цилиндрах проверяют с помощью компрессометра на прогретом двигателе при температуре охлаждающей жидкости 75—80 °С. Наконечники компрессометра устанавлива­ют вместо форсунки или свечи зажигания.

Проверка компрессии в цилиндрах производится после про­верки и регулировки зазоров клапанов на прогретом (температу­ра 80—90 °С) двигателе компрессометром или компрессографом.

Компрессометр (рис. 12.10) состоит из манометра Зс рукоят­кой 4 и подводящей трубки 2, на которой имеется резиновый или резьбовой наконечник /, вставляемый в отверстие для вво­рачивания свечи зажигания.

Рис. 12.10. Компрессометры для бензиновых и газовых двигателей (а), дизелей (б) и компрессограф (в): Iнаконечник; 2 — манометр; 3 — вентиль; 4 ~ ци­линдр с поршневым приводом самописца; 5— шкала; 6 — рукоятка

Компрессограф представляет собой компрессометр с само­писцем.

Для проверки компрессии вывертывают свечи зажигания, полностью открывают воздушную и дроссельные заслонки кар­бюратора и плотно вставляют наконечник компрессометра в от­верстие для свечи зажигания. Затем прокручивают коленчатый вал стартером до тех пор, пока показание манометра не переста­нет увеличиваться.

Компрессия в каждом цилиндре дизеля должна быть не ме­нее 2 МПа и 0,6—1,2 МПа в бензиновом двигателе. Причем раз­ница компрессии в разных цилиндрах двигателя не должна пре­вышать 0,1 МПа.

Если компрессия ниже нормы, рекомендуется залить в ци­линдр 0,020—0,025 л моторного масла и еще раз измерить ком­прессию. Если величина ее возрастает, то это указывает на неис­правность поршневых колец, а если она существенно не изменя­ется, то причиной может быть неплотное прилегание клапанов или повреждение прокладки головки блока цилиндров. Резкое снижение компрессии (на 30—40 %) указывает на поломку колец или залегание их в поршневых канавках.

Технические средства диагностики двигателей

Прибор К-69М (рис. 12.11) позволяет обнаружить чрезмер­ный износ, потерю упругости, закоксовывание или поломку ко­лец, изнашивание поршневых канавок, а также потерю герметичности клапанов и прокладки головки блока цилиндров. Сначала проверяют износ поршневых колец. Для этого устанавливают поршень проверяемого цилиндра в положение, соответствующее началу такта сжатия (все клапаны закрыты).

Затем через наконечник 6 в отверстие для форсунки или све­чи зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа. При изнашивании поршневых колец имеет место большая утеч­ка воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое мано­метром 8, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра указывает утечку в процентах. Затем проверку выполняют при положении поршня вблизи верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия. Утечка воздуха соответствующая 15 % и более указывает на сильное изнашивание цилиндров.

Устранение «залегания» поршневых колец. Двигатель необхо­димо прогреть, затем залить в каждое отверстие для свечей зажи­гания (форсунок) смесь (20—25 г), состоящую из равных частей керосина и денатурированного спирта. Через 8—10 ч в каждый цилиндр заливают моторное масло (5—10 г), пускают двигатель и дают ему проработать 20—25 мин. Нагар выгорает и выбрасы­вается с газами. Если данный способ не дает результата, то необ­ходимо разобрать двигатель и удалить нагар.

Утечку воздуха через клапаны при неплотной их посадке в седлах определяют на слух, а герметичность прокладки головкблока цилиндров — по появлению пузырьков воздуха в горлови­не радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров, смочен­ного мыльным раствором.

Причина недостаточной компрессии в цилиндрах двигателя можно определить путем подачи в него сжатого воздуха.

Поршень цилиндра устанавливают в ВМТ такта сжатия (ко­гда оба клапана закрыты), затормаживают коленчатый вал двига­теля и автомобиль включением стояночной тормозной системы. Затем вворачивают вместо свечи зажигания штуцер, к которому подсоединяют шланг от компрессора, и подают в цилиндр сжа­тый воздух под давлением 200—300 Па, либо подают воздух от компрессора через компрессометр, если последний имеет соот­ветствующий штуцер для подвода сжатого воздуха, либо исполь­зуют для этого специальный пневмотестер К-272 или прибор

К-69М (см. рис. 12.11).

Утечка воздуха через карбюратор свидетельствует о не плот­ности впускного клапана. Если воздух выходит через глушитель, то впускной клапан не герметичен, а если через радиатор (в нем появляются пузырьки) или соседний цилиндр (характерное ши­пение), то повреждены прокладки головки блока цилиндров, или имеет место деформация постели, или блока цилиндров

(рис. 12.12).

Небольшую деформацию головки блока цилиндров можно снять на притирочной плите с помощью абразивной пасты (28—40 мкм). В этом случае возможны два варианта. Первый ва­риант — большая стационарная плита больше длины головки блока цилиндров, притирка производится перемещением голов­ки. Второй вариант — плита меньше на 1/3—'Л длины головки блока цилиндров, притирка выполняется перемещением плиты вдоль головки.

При наличии глубоких раковин вследствие выгорания метал­ла поверхность головки блока цилиндров фрезеруют на глубину до 0,7—0,8 мм. При этом следует помнить, что уменьшается объем камеры сгорания, а, следовательно, увеличивается степень сжатия.