logo search
Туревский ч-1

15.3. То системы питания дизеля

При выполнении ЕО дизеля очищают приборы системы пи­тания от грязи и пыли, проверяют уровень топлива в баке и при необходимости заправляют автомобиль топливом. Отстой из то­пливного фильтра-отстойника сливают в холодное время года ежедневно, а в теплое — с периодичностью, не допускающей об­разования отстоя более 0,10—0,15 л.

При TO-I проверяют визуально герметичность соединений топливопроводов, приборов системы питания и резинового пат­рубка воздушного фильтра. Проверяют состояние и действие приводов останова двигателя и привода ручного управления по­дачей топлива. При необходимости приводы регулируют. Слива­ют отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, при необходимости промывают колпак фильтра грубой очистки топ­лива, после чего пускают двигатель и дают ему поработать 3—4 мин для удаления воздушных пробок.

При проведении ТО-2 проверяют исправность и полноту действия механизма управления подачей топлива (при полно­стью нажатой педали рычаг управления рейкой ТНВД должен упираться в ограничительный болт). Заменяют фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки топлива, промывают фильтр грубой очистки топлива, очищают бумажный фильтрующий эле­мент второй ступени воздушного фильтра. Заменяют масло в муфте опережения впрыска топлива и в ТНВД.

При СО дополнительно к работам, осуществляемых при ТО-2, выполняют следующее: снимают форсунки и регулируют на стенде давление подъема иглы, проверяют и при необходимо­сти регулируют с помощью моментоскопа угол опережения впрыска топлива. Один раз в два года снимают ТНВД, проверя­ют его работоспособность на стенде и при необходимости регу­лируют. При подготовке к эксплуатации автомобиля в зимнее время года промывают топливные баки.

Система питания дизеля воздухом обеспечивает забор воздуха из окружающей среды, его очистку от пыли и распределение по цилиндрам. Воздух, проходя через воздушный фильтр, очищает­ся и распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя, где входя в состав рабочей смеси, участвует в процес­се сгорания. Образующиеся отработавшие газы проходят по вы­пускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глу­шитель выводятся в окружающую среду. Часть отработавших газов проникает в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами. Они удаляются через сапун и вытяжную трубку за счет разности давлений в картере двигате­ля и окружающей среде.

Воздушный фильтр, как правило, двухступенчатый: первая ступень очистки — моноциклон, собирающий пыль в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.

Воздушный фильтр состоит из корпуса 3 (рис. 15.5), фильт­рующего элемента 5, крышки 1, крепящейся к корпусу тремя тя­гами с гайками. Прокладка 2 обеспечивает герметичность соеди­нения. Во внутренней полости крышки имеется перегородка с щелью и заглушкой, образующая полость для сбора пыли (бун­кер). Фильтрующий элемент крепится в корпусе самостопоря­щейся гайкой 6.

Поступающий в фильтр воздух проходит через пылеотбойник 4. Поток воздуха совершает вращательное движение по кольцевому зазору между корпусом и фильтрующим элементом. Под действием центробежных сил частицы пыли, содержащиеся в засасываемом воздухе, отбрасываются к стенке корпуса и со­бираются в бункере. Затем предварительно очищенный воздух поступает в фильтрующий элемент, где происходит его оконча­тельная очистка. Впускные коллекторы закреплены на боковых поверхностях головки блока цилиндров со стороны развала дви­гателя и соединены с выпускными каналами головки блока ци­линдров. Левый и правый впускные коллекторы связаны между собой патрубком, закрепленным на фланцах коллекторов болта­ми через уплотнительные резиновые прокладки.

Техническое состояние воздушного фильтра определяют с по­мощью индикатора засоренности (рис. 15.6). Индикатор закреп­лен на левом впускном коллекторе. По мере засорения воздуш­ного фильтра увеличивается степень разрежения во впускных трубопроводах двигателя и при достижении давления в 7 кПа индикатор срабатывает), асный барабан закрывает окно инди­катора и не возвращается в исходное положение после останова двигателя), что свидетельствует о необходимости технического обслуживания воздушного фильтра. Индикатор соединяют с контрольным отверстием на впускном коллекторе с помощью резинового наконечника. Степень засоренности воздушного фильтра определяют при работе двигателя на максимальной час­тоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.

Индикатор включают нажатием на колпачок 5, который открывает клапан 7 и соединяет камеру 3 с впускным трубопро­водом. Камера 3 сообщается с окружаю­щей средой, поэтому положение поршня 6 относительно смотрового окна корпуса 1 определяет сопротивление воздушного фильтра. Полное перекрытие окна порш­нем происходит при давлении во впускном трубопроводе более 70 кПа, что сигнали­зирует о предельной засоренности воздуш­ного фильтра.

При ТО проверяют состояние и креп­ление соединений воздушного тракта. Эле­менты воздушного тракта не должны иметь повреждений, сквозных отверстий и долж­ны быть надежно закреплены. Также про­веряют состояние и крепление патрубка, рукава и стяжных хомутов тракта воздухо­очистителя компрессора. Герметичность системы питания проверяется воздухом (рис. 15.7).

Порядок проверки герметичности соединений на автомобиле КамАЗ-5320 (рис. 15.8):

• снять крышку корпуса воздушного фильтра и вынуть фильтрующий элемент;

• вставить в корпус воздушного фильтра 4 заглушку 8 для проверки герметичности воздушного тракта и закрепить ее гайкой с паронитовой или резиновой прокладкой 7;

• разместить дымообразующий материал (например, промас­ленную ветошь) в скобе 5 горловины приспособления и за­жечь его. При усилении дымообразования вставить скобу с дымящимся материалом в горловину и плотно закрыть крышкой 6; заполнить систему воздухом. Источником сжа­того воздуха могут служить ручной насос, пневматическая система автомобиля или промышленная сеть сжатого воз­духа давлением не более 0,8 МПа.

Сжатый воздух подводится через регулятор давления 2, кото­рый автоматически понижает давление до 0,01—0,02 МПа и со­единительный патрубок 3. При отборе сжатого воздуха от реси­веров можно воспользоваться шлангом для накачки шин, при­соединив его к регулятору давления 2 через переходник 1.

При проверке герметичности следует убедиться в том, что дым заполнил трубопроводы, для чего необходимо разгермети­зировать впускной тракт, сняв индикатор засоренности воздуш­ного фильтра со штуцера крепления.

Если через 20—30 с дым начнет выходить из отверстия шту­цера, то можно поставить индикатор на место. Места неплотностей соединений определяют по выходящему дыму.

Если дым не выходит в течение 3 мин, впускной тракт гер­метичен. В противном случае необходимо заменить элементы соединения, устранить негерметичность впускного тракта. По окончании проверки надо установить фильтрующий элемент в корпус воздушного фильтра и закрыть крышку корпуса воздуш­ного фильтра.

Проверка герметичности соединения топливопроводов

При затрудненном пуске двигателя необходимо, прежде все­го, проверить, есть ли топливо в баке, открыт ли кран всасываю­щего топливопровода, соответствует ли марка используемого масла эксплуатационным условиям.

Затем проверяют состояние и герметичность трубопроводов и приборов системы питания (см. рис. 15.1).

После отсоединения топливопроводов штуцера форсунок, топливных насосов, фильтров и отверстия топливопроводов должны быть защищены от попадания грязи колпачками и за­глушками.