logo search
Туревский ч-1

15.5. Проверка топливного насоса высокого давления на автомобиле

Диагностирование топливного насоса высокого давления на двигателе выполняется с помощью моментоскопа (стеклянной трубки с внутренним диаметром 1,5—2,0 мм), устанавливаемого на выходном штуцере первой или предыдущей по порядку рабо­ты секции насоса, по появлению топлива в котором производит­ся закрепление муфты привода таким образом, чтобы угол опережения впрыска топлива составлял 16—19° угла поворота ку­лачкового вала до ВМТ первого цилиндра.

Момент начала нагнетания топлива секциями топливного насоса может быть определен с помощью моментоскопа КИ-4941 (рис. 15.10). Для этого отсоединяют от проверяемой секции ТНВД топливопровод высокого давления. Вывернув штуцер 5 из головки топливного насоса, вынимают пружину на­гнетательного клапана и устанавливают вместо нее пружину, входящую в комплект моментоскопа. Ввернув штуцер 5 на ме­сто, навинчивают на него накидную гайку 4 моментоскопа. Про­качав топливную систему ручным подкачивающим насосом до полного удаления пузырьков воздуха, производят полную подачу топлива. Затем вручную прокручивают коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки 1 моментоскопа топливом.

Сдавливая соединительную трубку 2, удаляют часть топлива и, продолжая прокручивать коленчатый вал, следят за уровнем топлива в стеклянной трубке 1. Начало повышения уровня топ­лива в трубке является моментом начала нагнетания топлива секцией ТНВД. Этот момент должен наступить при угле поворо­та кулачкового вала за 20° до ВМТ.

В момент начала нагнетания топлива первой секцией метки на муфте опережении впрыска топлива и корпусе насоса должны совпасть.

Если угол поворота кулачкового вала насоса принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива в следую­щем порядке: вторая секция — угол поворота 45°; восьмая — 90°; четвертая — 135°; третья — 180°; шестая — 225°; пятая — 270°; седьмая — 315°.

Предельная величина допуска не более ±30'.

Форсунки проверяют на качество распыливания топлива, герметичность, а также контролируют давление начала впрыска (подъема иглы распылителя). Для этого прекращают подачу топ­лива к форсунке, ослабляя затяжку накидной гайки, соединяю­щей штуцер секции насоса с топливопроводном высокого давле­ния. Если после этого частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымность не изменится, то проверяемая форсун­ка исправна.

Форсунку можно проверить также с помощью максиметра (рис. 15.11).

Штуцер 3 максиметра присоединяют к штуцеру секции ТНВД, а штуцер 1 присоединяют через короткий топливопровод к форсунке. Микрометрической головкой 2 устанавливают на шкале максиметра требуемое давление подъема иглы 4 распылителя (для двигателя ЗИЛ-645 18,5 МПа). Затем ослабляют затяж­ку накидных гаек всех топливопроводов высокого давления и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером.

Если моменты начала впрыска топлива через максиметр и форсунки совпадают, форсунка исправна. Если впрыск топлива через форсунку начинается раньше, чем через максиметр, то давление начала подъема иглы распылителя форсунки ниже, чем максиметра, и наоборот.

Для проверки форсунок и прецизионных пар топливного на­соса используют устройство КИ-16301А (рис. 15.12).

Переходник 4 присоединяют к штуцеру форсунки. При­водной ручкой / нагнетают топливо в форсунку, совершая 30—40 качков за 1 мин. Давление начала впрыска топлива определяют по манометру 3. Герметичность форсунки прове­ряют при давлении на 0,1—0,15 МПа меньше давления начала подъема иглы. В течение 15 с топливо не должно проходить через запорный конус распылителя и места уплотнений. До­пускается увлажнение носка распылителя без каплепадения. Для проверки прецизионных пар топливного насоса ручку-ре­зервуар 2 соединяют с топливопроводом высокого давления, идущим от проверяемой секции насоса. При полной подаче топлива проворачивают стартером коленчатый вал двигателя и по манометру определяют давление, создаваемое плунжерной парой топливного насоса. Герметичность нагнетательных кла­панов проверяют при неработающем насосе и включенной подаче топлива. Под давлением 0,15—0,20 МПа клапаны в те­чение 30 с не должны пропускать топливо.

Давление впрыска форсунки регулируют путем изменения толщины регулировочных шайб, установленных под пружину, или с помощью регулировочной гайки.

В последнее время появились приборы позволяющие осуще­ствлять диагностику без отсоединения топливопроводов от агре­гатов.

Устройство КАД-304.40.000 для диагно­стики дизелей с помощью накладных дат­чиков (рис. 15.13) австрийской фирмы «AVL» для топливопроводов диаметром 4, 5, 6 и 7 мм, позволяет осуществлять проверку и регулировку минимальной и максимальной частоты вращения коленчатого вала, угла опережения впрыска топлива, провер­ку работы регулятора частоты вращения, автоматической муфты опережения впрыска топлива, опре­делять состояние нагнетательного клапана, плунжерной пары, распылителя форсунки.