logo search
Туревский ч-1

Глава 20. То u tp механизма рулевого управления 379

гайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма.

Зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг проверяют резким покачиванием рулевого колеса в обе стороны. Значи­тельное перемещение при этом продольной рулевой тяги отно­сительно пальцев указывает на необходимость устранения зазора в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать регулировочную пробку в торце тяги, завернуть пробку спе­циальной лопаткой до отказа и отвернуть так, чтобы прорезь в пробке совпала с отверстием для шплинта, после чего зашплин­товать. Таким же образом устраняют зазор и в другом шарнир­ном соединении тяги.

При большом износе, если не удается устранить зазор, заме­няют шаровой палец сочленения или всю тягу в сборе. Нераз­борные шарниры привода рулевого механизма на легковых авто­мобилях регулировке не подлежат, поэтому при изнашивании и возникновении зазора их заменяют.

Для проверки зазора в зацеплении рабочей пары рулевого механизма вывертывают пробку шарнирного соединения про­дольной тяги и снимают тягу с шарового пальца рулевой сошки при положении передних колес, соответствующем прямолиней­ному движению автомобиля, затем замеряют усилие, необходи­мое для вращения рулевого колеса.

В автомобилях с гидроусилителем рулевого механизма зазор рулевого механизма определяют только при работающем на ма­лых частотах вращения двигателе на режиме холостого хода.

В автомобилях с рулевыми механизмами, оборудованных карданом, проверяют затяжку и при необходимости затягивают клинья карданного вала рулевого механизма, проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней насоса гидроусилителя рулевого механизма.

Рулевые механизмы, устанавливаемые на автомобилях МАЗ-500А и МАЗ-5335, относятся к типу «винт—гайка». Натяг в подшипниках данных механизмов в автомобиле МАЗ-500А регу­лируют изменением числа прокладок под крышкой корпуса, а в автомобиле МАЗ-5335 — с помощью гайки, которая контрится штифтом и стопорной пластиной.

На автомобилях МАЗ-500А, МАЗ-5335 и КрАЗ-257 для уменьшения свободного хода винта рулевого механизма следует ослабить контргайку регулировочного винта сектора и вращать его по ходу часовой стрелки до тех пор, пока зазор в зацеплении будет полностью устранен. С помощью динамометрического ключа определяют момент проворачивания винта рулевого меха­низма, он должен быть 13—25 Н ■ м. Свободный ход при этом не должен превышать 6 мм при нахождении неподвижной сошки в среднем положении.

При проведении ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 прове­ряют крепление и при необходимости закрепляют рулевое коле­со на валу и колонку рулевого управления на панели кабины, снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого механизма, производят регулировку гидроусилителя.

Регулировка механизма рулевого управления с гидроусилите­лем зависит от конструкции автомобиля. Все подвижные сопря­гаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положе­ния до другого. Насосы гидроусилителей должны обеспечивать максимальное давление (примерно 7 МПа при температуре мас­ла 65-75 °С).

Работу насоса с гидроусилителем проверяют на специальном стенде или непосредственно на автомобиле при нахождении сошки в крайнем положении.

У автомобилей, оборудованных гидроусилителем, при недос­таточном натяжении ремня привода насоса гидроусилителя, не­достаточном уровне масла в картере гидроусилителя и бачке на­соса, наличии воздуха в гидросистеме, загрязнении масла, ос­лаблении затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого механизма может зависать перепускной клапан. Если зависание перепускного клапана постоянно или ослаблено крепление сед­ла предохранительного клапана насоса, гидроусилитель переста­ет работать и усилие, необходимое для поворота рулевого коле­са, резко возрастает. Причиной понижения уровня масла может быть его утечка из-за изнашивания или повреждения уплотнительных колец, уплотнительной манжеты вала сошки, ослабле­ния соединений шлангов и трубопроводов гидроусилителя. Воз­можно выбрасывание масла через предохранительный клапан насоса при засорении или повреждении фильтра, деформации коллектора или разрушении прокладки.

Признаками наличия воздуха в гидросистеме привода явля­ются образование лены в бачке насоса и помутнение масла. Если воздух не удается удалить из системы, необходимо прове­рить затяжку всех соединений трубопроводов, штуцеров, про-