logo search
Туревский ч-1

18.6. Текущий ремонт трансмиссии

Работы по восстановлению состояния демонтированной с автомобиля трансмиссии выполняются на агрегатном участок АТП или специализированных ремонтных предприятиях. Ре­монт агрегатов на АТП в основном состоит в замене изношен­ных крестовин карданного вала.

Снятые с автомобиля карданные валы и промежуточные опоры доставляются с постов ТО-2 или ТР в агрегатный цех. После мойки и очистки узлов карданной передачи их разбирают, для последующей дефектации, замены изношенных и неисправ­ных деталей.

Разборку карданных шарниров (так же, как и сборку) произ­водят с использованием ручных (реечных или гидравлических) прессов и комплекта технологической оснастки, в которую вхо­дят опорные кольца соответствующего диаметра и оправки (вы­полненные обычно из сравнительно мягких цветных металлов). При явно больших износах и зазорах, когда почти все детали требуют замены, для удаления крестовин из вилок используют самый простой способ — выбивают стаканы вместе с подшипниками из вилок (предварительно вынув отверткой стопорные кольца), с помощью оправок и молотка (рис. 18.14).

В некоторых автомобилях в вилках предусмотрены резьбовые отверстия для установки специального съемника (винтового пресса), при этом процесс разборки-сборки значительно упро­щается (рис. 18.15).

Разборка шарнира производится в два приема. Сначала на опоры устанавливается одна из вилок и подшипники выпрессовываются из сопряженной с ней вилки, которую условно назо­вем первой (рис. 18.15, а). Затем на специальные скосы опоры устанавливаются шипы крестовины первой вилки (с которой уже выпрессованы подшипники) и выпрессовываются подшип­ники из второй вилки (рис. 18.15, б).

Для выравнивания и удержания труб карданного вала при работе съемником можно применять подставки.

Универсальный съемник может быть использован и для сборки карданных шарниров. При этом съемный стакан не при­меняется. Запрессовка подшипников производится плоской ча­стью головки упорного винта при снятых опорах.

Спрессовывать торповые уплотнения следует с двух смежных шипов, осторожно, чтобы не повредить оставшиеся на двух дру­гих шипах вилки торцевые уплотнения. Повторная установка торцевых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемого натяга торцевого уплотнения на посадочном пояске шипа.

В ходе дефектации тщательно проверяют состояние всех де­талей — каналы крестовин должны быть чистыми и видны на­сквозь, шипы крестовин не должны иметь канавок — отпечатков от игл, а износ шипов по диаметру не должен превышать допус­тимый предел, на шипах не должно быть трещин и сколов.

Иглы подшипника и стаканы (колпачки) не должны быть де­формированы. Если у уплотнительных манжет затвердела или повреждена рабочая кромка — они так же подлежат замене. Не­значительную погнутость вилок кардана следует устранить на прессе с помощью специальных оправок. Правку погнутых кар­данных валов в условиях АТП практически не производят, так же, как и их балансировку — для этого требуется специальное оборудование.

В промежуточных опорах обычно меняются изношенные подшипники и разрушенные подушки. Валы с изношенными шлицевыми соединениями также заменяют. Перед сборкой сле­дует проверить наличие игл в подшипниках (не допускается от­сутствие хотя бы одной иглы), а перед запрессовкой надо тща­тельно смазать их трансмиссионным маслом.

Перед сборкой валов шлипевые соединения следует запол­нить пластичной водостойкой смазкой, обозначенной в карте смазки данного автомобиля. Шлицевое соединение карданных валов собирают по стрелкам-меткам, нанесенных на сопрягае­мые детали. Они должны располагаться на одной прямой.

Необходимость текущего ремонта АКП определяется по ре­зультатам диагностики, которые позволяют обоснованно прини­мать решения о трудоемкости работ, необходимости снятия аг­регата с автомобиля и вида ремонта.

18.7. Техника безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту трансмиссии

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускают­ся при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта. При рабо­тах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного ва­лов, необходимо дополнительно проверить выключение зажига­ния для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекры­тие подачи топлива для автомобилей с дизелем, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг стояночной тормозной системы. После выполнения необ­ходимых работ следует затянуть тормозной механизм и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жид­костями, следует только после полного их слива. Если снятие аг­регатов и деталей сопряжено с большими усилиями следует при­менять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помо­щью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных при­способлениями (захватами), обеспечивающими полную безопас­ность работ.

Внимание! Запрещается поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанав­ливать и транспортировать агрегаты с помощью тросов и канатов без специальных захватов.

Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специ­альных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталя­ми) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите причины неполного включения сцепления. Почему в ходе эксплуатации уменьшается ход педали сцепления?

2. Назовите причины неполного выключения сцепления.

3. Перечислите основные операции, проводимые при ТО-1.

4. Поясните методику проверки и регулировки свободного хода педа­ли СЦ.

5. Перечислите возможные неисправности КПП и РК и их причины.

6. Какие работы проводятся при ТР карданных передач в агрегатных цехах!

7. Перечислите основные неисправности главной передачи и их причины.

8. Как и с помощью чего регулируют зацепление зубчатых колес и ко­нические подшипники с повышенными износами и зазорами?