19.4. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес, зазоры шкворневого соединения и подшипников ступиц колес
При проверке углов установки управляемых колес автомобиль устанавливают на горизонтальной площадке, а прибор (см. рис. I9.7) закрепляют на гайке ступицы колеса с помощью зажима.
При определении угла развала колес прибор поворачивают на шарнирной головке зажима обратной стороной вверх и с помощью расположенных на этой стороне установочных бесшкальных уровней, устанавливают его в горизонтальной плоскости. Затем перекатывают автомобиль на пол-оборота колеса и по шкале уровня, перпендикулярного к плоскости колеса, определяют величину угла развала.
Для измерения углов установки колес чаще всего используются стационарные стенды, где углы развала, схождения, продольного наклона шкворня и соотношение углов поворота колес измеряются оптическим методом, а угол поперечного наклона шкворня — по уровню.
Принцип работы стенда для измерения углов установки колес (рис. 19.8, а). Шкала, нанесенная на площадке / кронштейна 3, с помощью зеркального отражателя 5, установленным параллельно плоскости вращения колеса с помощью захвата 7, отображается на наклонном зеркале 2 и попадает в окуляр микроскопа 4. По смещению разметки шкалы с фокусом микроскопа определяют величину контролируемых углов.
Для измерения углов установки колес используется также оптический стенд (рис. 19.9, а), в комплект которого входят два проекционных фонаря, прикрепленных с помощью специальных штативов на дисках колес автомобиля, и два экрана.
Проекторы устанавливают так, чтобы их лучи были строго параллельны плоскости вращения колеса. Это достигается вращением трех регулировочных винтов на штативе. Перед автомобилем устанавливают экраны для правого и левого колес. На экранах нанесены шкалы, по которым определяют углы развала, наклона шкворней и соотношение углов поворота колес, аналогично оптическому стенду, т. е. поворачивая установленные на поворотных площадках колеса вправо и влево на 20°, определяют величину контролируемых углов по перемещению луча проектора по шкалам экранов. Схождение колес определяют по положению отраженного луча на шкале проектора.
Точность данного стенда меньше точности оптического стенда, но измерения выполняются значительно быстрее.
Стенд 1С-111 предназначен для проверки установки передних колес легковых автомобилей: развала, схождения, соотношения углов поворота колес, поперечного и продольного наклона шкворней, а также для контроля положения задних колес относительно передних.
На стенде выполняют регулировочные работы и устраняют зазоры в сочленениях переднего моста и в рулевых шарнирах. Для выборки зазоров в подвеске в комплект стендов входят распорные штанги. Перед началом проверки углов установки колес необходимо убедиться в правильности соотношения углов поворота. Для этого имеются поворотные диски (рис. 19.9, б), на которые устанавливаются колеса автомобиля. На опорах поворотных дисков нанесены шкалы.
При повороте левого колеса влево на 20°, правое колесо должно повернуться на меньший угол. В противном случае производят регулировку длины поперечной тяги, как показано на рис. 19.5, 6.
19.5. Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части автомобиля
При ТО-l рулевого управления и передней оси проверяют зазоры рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и рычагов, подшипников ступиц колес, герметичность системы гидроусилителя, состояние шкворневого соединения, крепление и шплинтовку гаек.
При ТО-2 с учетом объема работ ТО-1 проверяют состояние рессор, пружин, амортизаторов, узлов балки передней оси, углы установки колес, дисбаланс колес, состояние и крепление карданного вала гидроусилителя, крепежных соединений.
Проверка технического состояния передней подвески производится как при появлении признаков ее неисправности, так и для профилактики при очередном ТО автомобиля, так как от технического состояния подвески зависит безопасность движения.
Проверка состояния передней подвески заключается в осмотре ее элементов для обнаружения повреждений (деформаций, трещин, изнашивания), в подтяжке креплений ее элементов, определении состояния шаровых шарниров и верхних опор телескопических амортизаторных стоек, осадки пружин, амортизаторов (амортизаторных стоек) и выставления углов установки колес.
При усиленном нагреве колеса необходимо добавить в ступицу смазочного материала или заменить его, поменять изношенную уплотнительную манжету (частичная разборка ступицы), отрегулировать затяжку подшипников либо заменить вышедшие из строя подшипники (полная разборка ступицы).
Ремонт передней подвески заключается в проверке се технического состояния, разборке, замене или ремонте деталей, сборки и регулировки углов установки передних колес, как правило, при этом ремонтируются амортизаторная стойка или амортизаторы, и псрепрессовываются сайлент-блоки рычагов подвески.
Изменение углов развала и продольного наклона шкворня грузового автомобиля может быть вызвано деформацией балки. Если балку невозможно выправить, ее заменяют на новую.
Внутреннюю полость ступицы после ремонта и при выполнении ТО-2 заполняют тугоплавкой смазкой. Регулировку подшипников качения ступиц колес проводят при свободно вращающемся тормозном барабане (не должно быть касания тормозных колодок).
Передние мосты разбирают на специальных стендах или подставках. Для выпрессовки шаровых пальцев, наружных и внутренних колец подшипников качения применяют съемники; для выпрессовки шкворней — переносные гидропрессы. Деформацию балки переднего моста определяют с помощью различных приспособлений, шаблонов, линеек, угольников. Правят балки под прессом в холодном состоянии.
Изношенные шарниры рулевых тяг и втулки шкворня заменяют новыми: сначала запрессовывают одну новую втулку, вторая является базой для хвостовика развертки, которой обрабатывают новую втулку под требуемый диаметр. При запрессовке втулок требуется совместить смазочные отверстия. Обработанную поверхность очищают от стружки, смазывают.
19.6. Требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобильных шин
Для безопасности движения согласно ГОСТ 4754—97 рекомендуется перед продолжительном движении с повышенной скоростью увеличивать давление воздуха в шинах относительно установленного нормативами на 0,03 МПа.
Согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 для шип постоянного давления воздуха установлен гарантийный срок на предъявление рекламаций — 5 лет при любом пробеге до допустимого износа рисунка протектора.
Для шин с регулируемым давлением установлен гарантийный пробег (15—35 тыс. км, в зависимости от их размера) и гарантийный срок на предъявление рекламации (10—12 лет). Если шины вышли из строя по вине изготовителя при пробеге до 6—10 тыс. км, то они подлежат обмену. При пробеге, превышающим указанный срок, но не достигшим гарантийного, завод-изготовитель обязан компенсировать разницу цены шины до гарантийной нормы.
Новые шины могут иметь дисбаланс. Для грузовых шин статический дисбаланс не должен превышать значения, равного произведению 0,5—0,7 % массы шины на ее радиус, для легковых дисбаланс должен составлять 1000—2000 г • см (в зависимости от посадочного диаметра шины).
Гарантийный срок для восстановленных шин один—полтора года.
Согласно ГОСТ Р 51709—2001: шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор величины износа при равномерном изнашивании или два индикатора величины износа в каждом из двух сечений при неравномерном изнашивании беговой дорожки.
Предельная остаточная высота рисунка протектора для шин грузовых автомобилей I мм, для шин легковых автомобилей 1,6 мм, для шин автобусов 2 мм.
При отсутствии индикатора величины износа шина подлежит снятию, если площадь предельного износа будет превышать допустимое значение.
На рис. 19.10 показаны места измерения предельного износа протектора и их параметры.
Ширина предельного износа протектора не должна превышать половины ширины беговой дорожки Ь< В/2 (рис. 19.10, а).
Длина предельного износа протектора не должна превышать '/6 длины беговой дорожки, т. е. а < кг/3.
Для протектора с универсальным рисунком, с полумостиками (рис. 19.10, б) предельный износ протектора измеряется в местах пересечения канавок, h0 = l/3h.
Для протектора с рисунком, показанным на рис. 19.10, в, предельный износ измеряется у основания шашек центрального пояса беговой дорожки (/?,).
Для протектора с рядом индикаторов предельного износа (рис. 19.10, г), высота выступов индикаторов (Д) соответствует предельной остаточной высоте рисунка протектора.
19.7. Износ шин, правила их эксплуатации
Для лучшего сцепления с дорогой, снижения скорости изнашивания и равномерного изнашивания протектора шина должна располагаться вертикально дороге и параллельно направлению движения автомобиля.
n[ Автомобильные шины оказывают значительное влияние на безопасность и экономность эксплуатации автомобиля.
Затраты на техническое обслуживание шин составляют 5—К) % общих затрат па техническое обслуживание автомобиля и зависят от типа подвижного состава, их конструкции, технического состояния, определяемого по пятну контакта шины с дорогой.
К техническому обслуживанию шин относятся:
• их выбор и комплектация;
• ремонт и восстановление;
• снятие и утилизация.
Выбор шин. При выборе модели шин ориентируются на рекомендации завода-изготовителя автомобиля и условия эксплуатации. Не рекомендуется применять шипы с большей шириной профиля, повышенной грузоподъемности, чем предусмотрено заводом-изготовителем автомобиля, так как это приводит к повышенному расходу топлива. Для различных условий работы автомобиля используют шины с различным рисунком протектора. / Рисунок протектора влияет на топливно-экономические и тягово-сцепные свойства автомобиля. По мере изнашивания протектора возрастает вероятность дорожно-транспортных происшествий, ухудшаются тягово-сцепные качества шин на загрязненных, увлажненных или заснеженных дорогах. Однако на сухих дорогах шины с изношенным протектором имеют меньшие потери на деформацию, что уменьшает сопротивление качению и обеспечивает снижение расхода топлива.
Шины с универсальным, зимним и всесезонным рисунками протектора имеют повышенное сопротивление качению. При их использовании на очищенных дорогах с хорошим покрытием эксплуатационные и экономические характеристики автомобиля ухудшаются. Так, при увеличении сопротивления качению на 20 % расход топлива увеличивается на 2,5—3 %.
На управляемые колеса при эксплуатации автомобиля на хороших дорогах рекомендуется устанавливать шины с продольными канавками рисунка протектора. Это уменьшает расход топлива. На ведущую ось рекомендуют устанавливать шины с дополнительными поперечными канавками, для улучшения сцепления с дорогой. На одной оси должны быть установлены шины одной модели и размера, иначе возможен боковой увод автомобиля, и как следствие — неравномерный износ протектора.
Ресурс шины — наработка до предельно допустимого износа протектора или до возникновения какого-либо повреждения: оголения нитей корда, отрыва протектора, вздутия, пробоя, отрыва борта и т. д.
Эксплуатационная норма пробега — минимальный пробег шины с учетом экономической целесообразности.
В новую шину надо устанавливать новую камеру. Старая камера как правило имеет повышенную воздухопроницаемость и ослабленную прочность.
8се вышеперечисленные рекомендации относятся и к шинам, прошедшим ремонт по восстановлению протектора. Ограничений по установке восстановленных шип на переднюю или заднюю оси грузового автомобиля согласно «Правилам эксплуатации автомобильных шин» (кроме шин класса «Д») нет. Шинам с восстановленным протектором присваивается первый класс, если у них отремонтировано не более трех—пяти проколов, второй или «Д» класс — при большем числе повреждений в зависимости от их размеров. Однако следует воздерживаться от установки на переднюю ось шин после ремонта местных повреждений.
Внимание! Запрещается установка шин, восстановленных по первому классу, на переднюю ось автобуса, а восстановленных по второму классу — на переднюю ось легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, на любую ось междугородного автобуса.
Безопасность и надежность эксплуатации автомобиля определяется по пятну контакта шины с дорогой. Элементы протектора шины во время движения автомобиля испытывают различные воздействия со стороны дороги и на определенных режимах движения возникают проскальзывания отдельных зон протектора.
Повышенное или неравномерное изнашивание шин могут вызывать следующие факторы:
• нарушение углов установки передних колес;
• большой износ шаровых и резинометаллических шарниров подвески;
• дисбаланс колес.
Устранение неисправностей подвески колес производится заменой изношенных деталей, регулировкой углов установки колес и их балансировкой.
При больших скоростях движения шина может войти в режим так называемой «критической скорости качения», при котором в шине возникают резонансные явления, приводящие к резкому повышению температуры, близкой температуре начала развулканизации резины, когда связь каркаса шины и резины нарушается и достаточно нескольких минут чтобы шина разрушилась. В шине с недостаточным давлением критическая скорость разрушения наступает при меньших значениях.
Боковой увод — отклонение автомобиля от заданного передними колесам направления движения, как правило, возникает при недоказанных шинах под действием на автомобиль боковой силы, например, при сильном боковом ветре. Вероятность бокового увода автомобиля возрастает при повышенной эластичности передних шин по сравнению с задними шинами.
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие «надежность» в технике
- 1.2. Отказы и неисправности автомобиля и их классификация.
- 1.3. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств, влияние его технического состояния на безопасность движения
- Тормозная система
- Рулевое управление
- Внешние световые приборы
- 1. Значения тормозного пути и установившегося замедления, приведенные в скобках, распространяются на транспортные средства, производство которых было начато до 1 января 19x1 г.
- 3. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с гост 25478—91.
- Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
- Колеса и шины
- Двигатель
- Прочие элементы конструкции
- 1.4. Причины изменения технического состояния автомобиля
- 1.5. Зависимость изнашивания сопряженных деталей от пробега автомобиля
- 1.6. Пути снижения интенсивности изменения технического состояния автомобиля
- Глава 2
- 2.2. Виды технического обслуживания автомобилей
- Первое техническое обслуживание (то-1)
- Второе техническое обслуживание (то-2)
- Сезонное техническое обслуживание (со)
- 2.3. Виды ремонтов
- 2.4. Корректирование нормативов на то и ремонт с учетом конкретных условий эксплуатации автомобиля
- Значения коэффициента корректирования (к1) нормативных показателей в зависимости от категории условий эксплуатации
- Значения коэффициента корректирования (к2) нормативных показателей в зависимости от климатических условий эксплуатации
- Классификация условий эксплуатации автомобилей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 основы диагностики технического состояния автомобиля
- 3.1. Задачи технической диагностики автомобиля
- 3.2. Виды диагностики
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Уровень механизации производственных процессов в зависимости от типа лтп и числа автомобилей в них.
- 4.2. Положение о техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей
- Глава 5 оборудование для уборочно моечных и очистных работ
- 5.1. Оборудование для механизации уборочных работ и санитарной обработки кузова
- 5.2. Стационарные механизированные и автоматизированные установки для мойки автомобилей
- Техническая характеристика установки м130
- 5.4. Очистные сооружения
- 5.5. Охрана окружающей среды
- Глава 6
- 6.1. Оборудование для осмотра автомобилей
- 6.2. Подъемно-транспортное оборудование
- 6.4. Техника безопасности при эксплуатации осмотрового и подъемно-транспортного оборудования
- Глава 7 оборудование для смазочно-заправочных работ
- 7.1. Маслораздаточные колонки и установки
- 7.2. Смазывание механизмов трансмиссии, управления и ходовой части автомобиля
- 7.3. Оборудование для смазочных работ пластичными смазками
- 7.4. Техника безопасности при работе
- 7.5. Охрана окружающей среды
- Глава 8
- Оборудование, приспособления
- И инструмент
- Для разборочно-сборочных работ
- 8.1. Стенды для разборки и сборки агрегатов и узлов автомобилей
- 8.3. Комплекты инструментов и приспособлений для разборки и сборки агрегатов и механизмов автомобилей
- Глава 9 диагностическое оборудование
- 9.1. Классификация средств диагностики автомобилей
- 9.2. Стенды для определения тяговых показателей автомобиля
- 9.3. Стенды для диагностики тормозной системы автомобиля
- 9.4. Диагностические стенды для определения технического состояния легковых автомобилей
- Раздел III техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей
- Глава 10
- 10.1. Составляющие ео автомобилей
- 10.2. Уборка кузовов, кабин, платформ автомобилей
- 10.3. Заправка автомобиля топливом, маслом, эксплуатационными жидкостями и сжатым воздухом
- 10.4. Техника безопасности при ео автомобилей, Охрана окружающей среды
- Глава 11
- 11.2. Диагностические параметры двигателей
- 11.3. Техника безопасности при диагностике двигателя
- Глава 12
- 12.1. Неисправности кшм и газораспределительного механизма
- 12.2. Проверка и регулировка тепловых зазоров
- 12.3. Основные работы, выполняемые при то двигателя
- 12.4. Основные работы, при выполнении тр двигателя
- 12.5. Оборудование для тр двигателя
- Глава 13
- 13.1. Неисправности смазочной системы, их причины
- 13.2. То смазочной системы, проверка масла
- 13.3. Неисправности системы охлаждения и их причины
- 13.4. То систем охлаждения
- 13.5. Влияние накипи на работу двигателя, предупреждение и удаление накипи из системы охлаждения
- 13.6. Особенности ухода за системой охлаждения При применении низкозамерзающих жидкостей
- 13.7. Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, проверка технического состояния термостатов
- 13.8. Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы для их проведения
- Глава 14
- 14.1. Отказы и неисправности системы питания карбюраторных двигателей и их причины
- 14.2. Диагностика системы питания
- 14.3. Регулировка карбюратора на режиме холостого хода с определением состава отработанных газов
- Внимание!
- 14.4. Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
- 14.5. Регулировка карбюратора и топливного насоса
- 14.6. Диагностика карбюраторов на стенде
- 14.7. Тр системы питания
- 1. Какие неисправности системы питания карбюраторных двигателей и их причины Вы знаете?
- 2. Расскажите о технологии регулировки карбюратора на режиме холостого хода.
- 3. Какими приборами определяют состав отработавших газов?
- Глава 15
- Техническое обслуживание
- И текущий ремонт системы питания
- Дизелей
- 15.1. Возможные отказы и неисправности системы питания дизелей и их причины
- 15.2. Диагностика системы питания
- 15.3. То системы питания дизеля
- 15.4. Устройства для опрессовки системы питания
- 15.5. Проверка топливного насоса высокого давления на автомобиле
- 15.6. Проверка и регулировка тнвд , снятого с автомобиля
- Глава 16
- 16.1. Неисправности системы питания от газобаллонной установки и их причины
- 16.2. Диагностика системы питания
- 16.3. То системы питания
- 16.4. Регулировка газовых редукторов и карбюраторов-смесителей
- 16.5. Стенд для испытания приборов системы питания
- 16.6. Тр системы питания
- 16.7. Техника безопасности, противопожарная защита
- Глава 17
- Техническое обслуживание
- И текущий ремонт
- Электрооборудования
- 17.1. Неисправности электрооборудования
- 17.2. Диагностика электрооборудования
- 17.3. Стенды для диагностики электрооборудования
- 17.5. Техническое обслуживание систем зажигания, освещения и сигнализации автомобилей, электрооборудования и пуска двигателя
- 17.6. Проверка освещения и ее регулировка
- 17.7. Текущий ремонт электрооборудования, системы зажигания и пуска автомобилей
- Глава 18
- 18.1. Возможные неисправности агрегатов трансмиссии и их причины
- 18.2. Диагностика технического состояния трансмиссии
- 18.4. Диагностика и регулировка сцепления коробки передач и главной передачи
- 18.5. Техническое обслуживание трансмиссии
- 18.6. Текущий ремонт трансмиссии
- Глава 19
- 19.2. Диагностика ходовой части
- 19.3. Стенды для проверки и регулировки управляемых колес
- 19.4. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес, зазоры шкворневого соединения и подшипников ступиц колес
- 19.8. Техническое обслуживание шин, балансировка колес
- 19.9. Текущий ремонт шин
- 19.10. Техника безопасности
- Глава 20
- 20.1. Требования, предъявляемые к техническому состоянию механизмов управления автомобиля
- Глава 20. То u tp механизма рулевого управления 379
- Глава 20. То и тр механизма рулевого управления 381
- 20.3. Неисправности тормозной системы с гидравлическим приводом
- Глава 20. То и тр механизма рулевого управления 383
- Глава 20. То u tp механизма рулевого управления 385
- Глава 20. То и тр механизма рулевого управления 397
- Глава 21
- 21.1. Неисправности механизмов, узлов и деталей кузовов
- 21.2. Техническое обслуживание кузовов.
- 21.3. Текущий ремонт кузовов
- 21.4. Ремонт дополнительного оборудования кузова
- 21.5. Оборудование и специализированный инструмент для текущего ремонта кузова
- Глава 22
- 22.1. Диагностика автомобилей (д-1 и д-2)
- 22.2. Диагностические карты д-1 и д-2
- 22.3. Раздельные и комбинированные диагностические стенды